Петербург
Москва
Петербург
Куратор выставочного проекта «Русский лес» Никита Сазонов о выставке

Куратор выставочного проекта «Русский лес» Никита Сазонов о выставке

Скрытый месседж выставки: «Лес — это наше культурное сердце». Никита Сазонов сформировал в выставочном пространстве и дубраву, и березняк

Никита Сазонов обычно курирует выставки иронические и игровые, как недавняя «Инсталляция Коминтерна «Пылающая Африка» с боевыми революционными страусами и листовками на языке суахили или интерактивная детская часть выставки про Петра I в Манеже. На этот раз благодаря кураторскому обаянию в коллективном проекте Музея городской скульптуры участвуют авторы, которые редко попадают под одну крышу.

Откуда взялась идея выставки, и как все на нее согласились?

Идея спонтанная. К этой выставке не надо относиться серьезно, как к спланированной акции. Это импровизационная, легкая, летняя выставка. Идея проста: пространство, в котором мы живем, — лесные равнины — воспевалось классическими художниками во все времена. «Утро в лесу» мы все хорошо знаем. А вот актуальные художники, мне кажется, недостаточно обращались к этой теме, чтобы уравновесить массив реалистической русской живописи. И вот мы кинули клич среди знакомых художников.

И как они отреагировали?

Задавали вопрос: «Нам что, рисовать ели, шишечки-иголочки?» Я отвечал: «Вы можете делать все, что хотите, главное, чтобы это имело отношение к русскому лесу, вашему ощущению этого леса, чтобы тема была в вашем сердце. А уж зритель или критик сам разберется, что подходит, а что не подходит». Таким образом собралось приличное число участников для небольшого зала — порядка 30 человек. Все очень разные. У нас есть и скульптуры, и объекты, и инсталляции, и видеоинсталляции.

Был строгий отбор?

Практически нет. Комиссия никакая не работала. Мы только отвергли несколько классических реалистических пейзажей. Получилось очень странное, легкое и забавное пространство, скрытый месседж которого для наших сограждан таков: «Лес — это наше культурное сердце. Будьте внимательны к нему, наблюдайте за ним, берегите его». Мне пространство выставки хотелось ощущать не как дремучий ельник какой-то, а как солнечный молоденький бор, в котором зеленый мох, капельки сверкают на солнце…

Ты предлагаешь по выставке гулять, как по лесу?

Да, и мы старались сделать, чтобы она была хаотичной, как лес. Попытались выделить поляну, где можно посидеть на скамеечке. Она завешена у нас картинами Валерия Подлясского. Есть у нас дубрава, ельник, березняк. Есть странные работы, связанные с темой только ассоциативно. Вот, например, Женя Лаптева на полиэтиленовой пленке нарисовала много мужчин и спичку. Спичка — это женщина, которую надо беречь, как лес. Так она это видит. Есть у нас экологическая скульптура — кабан из пустых бутылок, найденных в лесу.

Чем русский лес отличается, скажем, от немецкого?

Для нас это на подсознательном уровне существует. В случае опасности мы всегда уходим в лес. Вот немцы в лес не уходят, они уходят в горы. Лес — это строительство, топливо, вообще естественная среда. Мне кажется, что подобное ощущение леса как дома есть только у жителей Амазонии. Но там совсем другой лес, да и жители, прямо скажем, другие.

А ты сам какой больше любишь лес, сухой сосновый или смешанный?

Сухой сосновый больше, в нем ноги не промокают.

То есть, на самом деле ты больше любишь финский лес…

Ну, да, но в дубравах средней полосы России тоже очень приятно.

«Русский лес»

До 16 августа, Выставочный зал Музея городской скульптуры

7 августа 2009
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация