Петербург
Москва
Петербург
Куратор выставочного проекта «Русский лес» Никита Сазонов о выставке

Куратор выставочного проекта «Русский лес» Никита Сазонов о выставке

Скрытый месседж выставки: «Лес — это наше культурное сердце». Никита Сазонов сформировал в выставочном пространстве и дубраву, и березняк

Никита Сазонов обычно курирует выставки иронические и игровые, как недавняя «Инсталляция Коминтерна «Пылающая Африка» с боевыми революционными страусами и листовками на языке суахили или интерактивная детская часть выставки про Петра I в Манеже. На этот раз благодаря кураторскому обаянию в коллективном проекте Музея городской скульптуры участвуют авторы, которые редко попадают под одну крышу.

Откуда взялась идея выставки, и как все на нее согласились?

Идея спонтанная. К этой выставке не надо относиться серьезно, как к спланированной акции. Это импровизационная, легкая, летняя выставка. Идея проста: пространство, в котором мы живем, — лесные равнины — воспевалось классическими художниками во все времена. «Утро в лесу» мы все хорошо знаем. А вот актуальные художники, мне кажется, недостаточно обращались к этой теме, чтобы уравновесить массив реалистической русской живописи. И вот мы кинули клич среди знакомых художников.

И как они отреагировали?

Задавали вопрос: «Нам что, рисовать ели, шишечки-иголочки?» Я отвечал: «Вы можете делать все, что хотите, главное, чтобы это имело отношение к русскому лесу, вашему ощущению этого леса, чтобы тема была в вашем сердце. А уж зритель или критик сам разберется, что подходит, а что не подходит». Таким образом собралось приличное число участников для небольшого зала — порядка 30 человек. Все очень разные. У нас есть и скульптуры, и объекты, и инсталляции, и видеоинсталляции.

Был строгий отбор?

Практически нет. Комиссия никакая не работала. Мы только отвергли несколько классических реалистических пейзажей. Получилось очень странное, легкое и забавное пространство, скрытый месседж которого для наших сограждан таков: «Лес — это наше культурное сердце. Будьте внимательны к нему, наблюдайте за ним, берегите его». Мне пространство выставки хотелось ощущать не как дремучий ельник какой-то, а как солнечный молоденький бор, в котором зеленый мох, капельки сверкают на солнце…

Ты предлагаешь по выставке гулять, как по лесу?

Да, и мы старались сделать, чтобы она была хаотичной, как лес. Попытались выделить поляну, где можно посидеть на скамеечке. Она завешена у нас картинами Валерия Подлясского. Есть у нас дубрава, ельник, березняк. Есть странные работы, связанные с темой только ассоциативно. Вот, например, Женя Лаптева на полиэтиленовой пленке нарисовала много мужчин и спичку. Спичка — это женщина, которую надо беречь, как лес. Так она это видит. Есть у нас экологическая скульптура — кабан из пустых бутылок, найденных в лесу.

Чем русский лес отличается, скажем, от немецкого?

Для нас это на подсознательном уровне существует. В случае опасности мы всегда уходим в лес. Вот немцы в лес не уходят, они уходят в горы. Лес — это строительство, топливо, вообще естественная среда. Мне кажется, что подобное ощущение леса как дома есть только у жителей Амазонии. Но там совсем другой лес, да и жители, прямо скажем, другие.

А ты сам какой больше любишь лес, сухой сосновый или смешанный?

Сухой сосновый больше, в нем ноги не промокают.

То есть, на самом деле ты больше любишь финский лес…

Ну, да, но в дубравах средней полосы России тоже очень приятно.

«Русский лес»

До 16 августа, Выставочный зал Музея городской скульптуры

ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация