Петербург
Москва
Петербург
Проверка документов

Проверка документов

Две фотовыставки откроются под общим названием «Москва — Санкт-Петербург„. Ольга Корсунова, директор “ФотоДепартамента», рассказала Дарье Агаповой, чего ждать от сравнения.

Профессия — фотография», по-мимо закрытых портфолио-ревю и мастер-классов, устраивает несколько событий для горожан. В том числе — выставку «два в одном» с подзаголовком «документальная фотография российских фотографов». Юбилейная персональная выставка Сергея Максимишина посвящена 10-летию его репортерской деятельности, ее готовит «ФотоДепартамент». Как ни удивительно, у Максимишина в Петербурге ни разу не было персонального показа. Выставка «Школа Лапина» прибывает в немного урезанном виде из московского «Винзавода». Она включает работы мэтра фотографии Александра Лапина и отобранные им снимки учеников и последователей.

Почему эти выставки оказались вместе?

Идея была — показать документальную фотографию. Но мы никак не могли решить, как собрать и объединить авторов. «Школа Лапина» — это не люди, которых он учил, это скорее авторы, разделяющие его понимание фотографии. А у нас в Петербурге нет как таковой школы, вернее, другое понимание этого слова. Петербургская школа фотографии — скорее дух, состояние. Нет четких линий учителей и последователей, как положено в «школе». Молодые авторы все разные, хотя чем-то все же похожи. Особенно это репортерской фотографии касается. Если уж на то пошло, для репортера самое страшное быть похожим на кого-то, работать с чьми-то приемами.

Лапин как-то говорил, что занимается «умной» фотографией, одновременно документальной и художественной.

Лапин, когда узнал, что мы связываем этот проект с документальной фотографией, очень возмутился. Мы обсудили это с Ириной Меглинской, куратором московской выставки. У нас вообще в русском языке нет устоявшейся системы терминов — стрит-фотография, жанровая, арт-фотография, репортаж, документальная… Как показывает история, по прошествии лет документальная фотография подчас становится «артом». Проще всего на основании целей это различать: зачем автор снимает? Но и это условно. Для меня эти две ситуации — московская «школа Лапина» и петербургская — Максимишин — объединяются именно на основе своей документальности. Масимишин ушел в репортерство с головой. Хотя его собственные представления о том, что такое репортаж и что такое арт-фотография, начинают сдвигаться. Все возможные премии, как World Press Photo, он получает за репортаж, а выставляют его арт-галереи. Конечно, у нас не было идеи противопоставить одного Максимишина всей школе Лапина. Но посмотреть, насколько они отличаются, интересно. Максимишина не перепутаешь — его можно опознать по подаче, по экспрессивности. И нам очень интересно, насколько у отобранных Лапиным авторов есть свой собственный язык, по какой причине они попали на эту выставку, что их объединяет.

У Максимишина ведь много как раз «прямых» учеников.

Много, хотя у него трудно учиться. Он очень сильный, трудно рядом с ним найти себя. У него есть такая присказка: «Зачем ты это снимаешь, я уже это снял!» Это о многом говорит. Но когда Максимишин стал преподавать на фотофакультете, он очень поднял уровень учеников, уже потому, что сам был примером успеха. Как он сам говорит: «Я в профессии от кризиса до кризиса,» — в 1998 году он бросил бизнес и занялся фотографией. И только начал, все сразу пошло, и заказы, и премии. Это вдохновляло студентов. В фотографии у него все по-честному. Он это делает не просто потому, что у него хорошо получается. Он безумно талантлив. Будь он плохой фотограф, напор и умение выстроить ситуацию ему бы не помогли.

Какие еще выставки вы проводите в рамках фотосеминара?

Мы очень хотим делать международный фотофестиваль серьезного нелюбительского уровня, но в этом году не получилось. Но зато у нас целых семь выставок: «Школа Лапина», Максимишин, «Молодая шведская фотография» в особняке Румянцева, выставка выпускников фотофакультета на Невском, 20, Сергей Щербаков в Малом Манеже и Марго Овчаренко — там же во дворе. Заканчивается семинар выставкой «Имя собственное» молодых российских фотографов. Мы перешли на новый формат — раньше у нас была маленькая выставка одного автора раз в три недели, а сейчас мы отбираем и показываем сразу несколько проектов два раза в год.

10 июля 2009
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация