5 советских фильмов про школу, которые можно пересматривать бесконечно
«Чучело»

В Госдуме новая здравая идея – продлить детские летние каникулы до октября, чтобы они плавно перетекали в осенние. Но пока что 1 сентября все-таки остается первым днем учебы для большинства школьников России – так что сегодня Time Out вспоминает советские фильмы о школе, которые и сейчас не потеряли своей актуальности.

Чучело (1983, реж. Ролан Быков, Аркадий Хайт)

Возможно, нет рожденного в СССР человека, который хоть раз не плакал бы во время просмотра «Чучела». Интересный факт: Юрия Никулина, для которого роль в фильме стала одной из лучших в карьере, изначально категорически не хотели утверждать – чтобы «какой-то клоун играл такую серьезную роль». А после выхода фильм подвергали общественной анафеме или превозносили – но, в любом случае, говорили о нем на каждом углу. И сейчас его должен увидеть каждый школьник.

Доживем до понедельника (1967, реж. Станислав Ростоцкий)

Любимый фильм всех учителей. Историк Илья Семенович в исполнении Вячеслава Тихонова – один из лучших персонажей советского кино: сложный, неоднозначный, очень живой и честно сыгранный. Хотя поначалу фильм категорически не складывался: сперва Тихонов не хотел играть, потом согласился, но сценарист Георгий Полонский решил, что актер слишком молодо выглядит… Впрочем, это, как говорится, уже история.

Ключ без права передачи (1976, реж. Динара Асанова)

Асанова вообще один из лучших режиссеров фильмов для юношества: на ее картинах «Не болит голова у дятла», «Пацаны» и «Что бы ты выбрал» выросло не одно поколение советских детей и подростков. Но лучшим, пожалуй, был и остается именно этот – об учительнице, которая нашла ключ к сердцам неугомонных старшеклассников. Этот фильм стоит смотреть и детям, и учителям – в педагогических целях и просто так.

Первый учитель (1965, реж. Андрей Кончаловский)

Свой первый фильм Кончаловский снял в Киргизии. Картина, основанная на повести Чингиза Айтматова, на самом деле довольно взрослая. Но она показывает по-настоящему искреннего и честного человека, который верит в свое дело, в силу образования и важность школьного процесса. Картина о красноармейце Дюйшене, который пришел в отдаленный аул, чтобы учить детей – настоящая ода профессии педагога.

Подранки (1976, реж. Николай Губенко)

Основанный на воспоминаниях самого режиссера, фильм о воспитанниках интерната времен Великой Отечественной войны поднимает непростую тему безотцовщины и показывает, как важна фигура учителя в жизни человека. Губенко хочет донести простую и важную во все времена мысль о том, что отцом может стать любой человек, у которого есть, чему научить ребенка.