Алексей Зуев: вредны не гаджеты, а их неправильное применение

Во время «Большого семейного фестиваля», который состоялся в Петербурге в международный День защиты детей, мы пообщались с одним из его спикеров и выяснили отношение Алексея к острой теме гаджетов. Чем вредны гаджеты, что делать, если ребенок попал в игровую зависимость — эти и другие типичные «родительские» вопросы-опасения мы излили на него.

 

— В чем реальный вред гаджетов?

— Вред не гаджетов, а их неправильного применения. Здесь возможна и часто совершается подмена понятий. Как если бы в случае смерти человека от поедания только моркови, мы бы говорили о её вреде.

В случае нездорового использования цифровых устройств страдают как биологические функции человека (следствие — недосып, голодание и прочее), так и социальные (потеря друзей, работы, ужасные отношения в семье). Если такая ситуация сложилась в детстве, во время формировании человека, может нарушиться очень многое. При этом нельзя отрицать огромные адаптивные способности нас как вида, мы приспособились ко многому и даже стали сильнее и умнее прежнего, можем справиться и с гаджетами.

— Есть ли польза от гаджетов?

— Да. С их помощью мы можем совершить много потрясающих дел, невозможных доселе. Мы можем быть, если хотим, ближе друг другу, при необходимости реагировать более экстренно.

— Как научить «сбалансированному общению» с гаджетами свое чадо?

— Первое — научить этому себя. Второе — познать хотя бы наполовину то, что знает ребенок из гаджетов и про гаджеты. Третье — сформировать вокруг ребенка среду, где при отсутствии гаджетов, будет чем интересным заняться.

Чтобы научить ребенка сбалансированному «общению» с гаджетами, нужно, в первую очередь, научить этому себя. Второе — познать хотя бы наполовину то, что знает ребенок из гаджетов и про гаджеты. И, третье — сформировать вокруг ребенка среду, где при отсутствии гаджетов, будет чем интересным заняться

Четвертое — научить себя спокойно ставить границы ребенку, адекватно переживать вероятную бурю эмоций и недовольств в вашу сторону. На этом этапе часто полезна помощь детского психолога, но в большинстве случаев, при выполнении первых трёх пунктов, проблема уходит будто сама собой.

— Какая сила способна оторвать от гаджетов/соцсетей современных подростков? И есть ли такая сила вообще?

— Да. Общение со сверстниками в оффлайн режиме, интересная деятельность вместе с ними. А также яркая фигура наставника рядом с ними, того взрослого, с которого хочется брать пример, того взрослого, который своим способом жить отвечает на вопросы, беспокоящие подростка.

— Как заставить гаджет работать на пользу ребенку? Такое вообще возможно?

— Возможно. Но начать нужно с того, чтобы гаджет был полезен вам (не только в вопросах работы). Чтобы ребенок видел, как вы учитесь с помощью гаджета, ведете здоровый образ жизни с его помощью, а, возможно, и творчески самореализуетесь. Только после этого разговор про то, какие приложения было бы полезно установить и ему, будет эффективным.

— Если случилась беда — ребенок попал в игровую зависимость — что делать, куда бежать, как себя вести, какие поведенческие схемы в таких ситуациях работаю, а какие — нет?

— На этот вопрос в общем виде не ответить, но что точно стоит сделать — это прийти на консультацию с детским психологом.

Беседовала Екатерина Соловей