Ирина Долгова, композитор: мюзикл «Леди Гамильтон» — это история выдающейся женщины

Накануне премьеры мюзикла «Леди Гамильтон» композитор и музыкальный продюсер спектакля Ирина Долгова рассказала TimeOut, что нас ждет на премьере.

 

— Ирина, уже достаточно скоро в Петербурге состоится премьера мюзикла «Леди Гамильтон», для которого вы написали музыку. Что это будет за постановка? Какую музыкальную историю вы для нее придумали?

— Мюзикл «Леди Гамильтон» — это история выдающейся женщины, насыщенная захватывающими сюжетными поворотами. Как композитору мне было очень интересно работать с таким разноплановым материалом, было, где развернуться: различные характеры и образы персонажей, большое количество общих сцен («Рынок», «Бордель», «Таверна»), для которых я писала музыку в разных стилях и жанрах. Я обращаюсь и к классике (например, сцена Цезаря и Клеопатры отсылает нас к стилю Моцарта), и к джазу (например, песенка хозяйки борделя). А в целом я ориентировалась на мой любимый мюзикл «Призрак оперы», а также на рок-оперу «Иисус Христос — суперзвезда»: старалась написать такую музыку, которая надолго останется в памяти и сердцах зрителей.

— У вас уже был опыт сотрудничества с мюзиклом «Мастер и Маргарита». Но работа над «Леди Гамильтон» была, наверное, самой масштабной на настоящий момент. Чем лично ваш опыт обогатился после этой работы?

— «Мастер и Маргарита» — это первый мюзикл, с которым я сотрудничала. И я очень благодарна продюсеру Ирине Афанасьевой за эту возможность поверить в себя. Она сумела найти слова, которые вдохновили мена на написание собственного произведения. Для «Мастера и Маргариты» я сочинила «Колыбельную страсти», а «Леди Гамильтон» — это полностью мой проект: здесь больше 25 номеров и связок.

Мюзикл «Леди Гамильтон» — это история выдающейся женщины, насыщенная захватывающими сюжетными поворотами. Как композитору мне было очень интересно работать с таким разноплановым материалом

Я также являюсь музыкальным продюсером мюзикла. Для меня это первая масштабная работа — очень ответственная! Жду отклика от зрителя.

— Нам известно, что вы также сыграете одну из ролей в мюзикле. Какую? Волнуетесь? Расскажите о вашем актерском опыте.

— Когда я писала этот мюзикл, то, конечно, мечтала выйти на сцену в качестве актрисы — я ведь 5 лет была солисткой-вокалисткой Санкт-Петербургского Мюзик-Холла. Как известно, бывших артистов не бывает — и я мечтала вернуться. Это непросто после достаточно длительного перерыва, но когда я предложила режиссеру спектакля, художественному руководителю театра «Рок-опера» Владимиру Подгородинскому себя в роли Мэри, он с радостью согласился. Моя героиня мне близка, я знаю, как ее сыграть. Моими партнерами на сцене будут Вячеслав Ногин и Ярослав Боярунас. Конечно, я волнуюсь и переживаю, но надеюсь и верю в то, что у меня как у актрисы все получится.

— С кем еще вам предстоит выступать — кто ваши коллеги по сцене?

— Мне очень повезло с командой. Роль адмирала Нельсона будут играть Ростислав Колпаков и Вячеслав Ногин — абсолютно разные, но невероятно харизматичные артисты.

В главной женской роли, роли леди Гамильтон — Виктория Жукова и Анна Позднякова — потрясающие петербургские актрисы. И я благодарна судьбе за то, что она, совершенно случайно, свела меня с автором сценария Евгением Вильтовским. Наш творческий союз, процесс написания мюзикла был для меня очень увлекательным — это было полное единение и понимание друг друга.

— Мы знаем, что вы — перфекционист. Какие цели движут вами сейчас? Какой себя видите через 10-15 лет?

— Я не знаю, какой буду через  10-15 лет, не думала об этом, но уверена, что буду идти только вперед. Сейчас я пишу альбом инструментальной музыки, а также произведения для фортепиано с оркестром. В начале лета планирую большой сольный концерт, на котором исполню и некоторые номера из мюзикла «Леди Гамильтон».

Процесс написания мюзикла был для меня очень увлекательным — все было сделано на одном дыхании. «Леди Гамильтон» для меня первая масштабная работа — очень ответственная!

Я мечтаю написать хит и хочу, чтобы моя музыка жила дольше, чем я. Пока я не знаю, как это сделать, но сажусь и пишу, пишу, пишу, потому что, только делая дело, можно получить результат. Я все время нахожусь в поиске того, что может найти отклик у слушателей. А еще, я мечтаю написать детский мюзикл. Я очень люблю песни для детей, обожаю песни из советских мультфильмов — я на них выросла. Считаю, что современные дети обязательно должны расти на такой музыке, потому что она — потрясающая, мелодичная.

— Ваш папа (а, может, и мама?) привил вам любовь к музыке. Догадываемся, что этот путь был очень непростым. Что из пройденного вспоминается ярче всего?

— С трех лет я села за инструмент. Мы жили в питерской коммуналке, в одной комнате с папой и мамой. Полкомнаты занимал концертный черный рояль, на нем я и музицировала. Это основное воспоминание детства. Уже в 5 лет я подбирала по слуху — папа мне показал несколько аккордов, он в прошлом был музыкант. Это его заслуга, что я в свое время не бросила музыкальную школу, хотя и была очень неусидчивой.

Обучение игре на фортепиано — это огромный труд. Были моменты, когда я хотела бросить все, но мой папа не дал мне этого сделать, он настаивал на продолжении. А в 13 лет я сама захотела двигаться дальше. Стала готовиться, поступила и закончила Санкт-Петербургское музыкальное училище им. Н.А. Римского-Корсакова, а затем и Консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова по классу фортепиано.

— Вы бы хотели, чтобы и ваши дети были связаны с музыкой?  

— Уже с раннего детства видно, имеет ли ребенок способности и желание заниматься музыкой. Если я это увижу, буду счастлива. Конечно, для своих детей я бы выбрала фортепиано, потому что это мой любимый инструмент.

— Нас читают многие родители, каждый из них мечтает о лучшей судьбе для своего чада. Вы бы посоветовали отдавать ребенка в музыку, если он согласен, но, естественно, в силу возраста не догадывается о том, какие его ждут нагрузки впереди?

— Я считаю, что любому ребенку не повредит музыкальное образование: это могут быть занятия на том или ином инструменте, хор, общее музыкальное образование. Я всячески ЗА музыку! Но если способностей нет, и ребенок не хочет, тогда заставлять смысла нет. Бывают дети, у которых нет ярко выраженных способностей, а они хотят и потом расцветают. И, напротив, бывают способные, но не хотят заниматься, а потом вдруг выстреливают в переходном возрасте. Тут вариантов много, невозможно дать универсальный ответ. Я верю в то, что у каждого человека своя судьба. Если путь в музыку предопределен, человек обязательно будет с ней связан.

— Что дает музыка юным умам и сердцам, на ваш взгляд? И зачем ходят на мюзиклы взрослые?

— Музыка живет в сердце каждого человека независимо от его слуха, способностей и таланта. Каждый человек в душе поет: и ребенок, и взрослый. А мюзикл — это такой жанр, который совмещает театр и музыку. Это и сюжет, и мелодика, и запоминающиеся песни, и актерская игра, и свет, и шоу, поэтому мюзикл заслуженно популярен.

Подготовили: Ирина Белоусова, Екатерина Соловей