Мой ребенок – школьник, или как сделать учебу интересной

Мой ребенок – школьник, или как сделать учебу интересной

  25 октября 2017
10 мин
Мой ребенок – школьник, или как сделать учебу интересной

Когда ребенок идет в школу — это стресс не только для него, но и для всех членов семьи. Как помочь адаптироваться к новой жизни и ученичеству расскажет Ольга Перминова, детский психолог Кембриджской Международной Школы.

Мой ребенок пошел в первый класс. Переживала, наверное,  даже больше, чем он. Вопрос адаптации — он ведь не только «про детей», адаптация нужна и родителям, бабушкам-дедушкам — их чадо «обрело» новый статус! Посоветуйте, как общаться с первоклашкой, не принижая и не переоценивая его новый статус?

— Действительно, школа ставит определенные психологические требования и, в первую очередь, формирование у ребенка «позиции ученика». В дошкольных учреждениях занятия ведутся в свободной игровой форме, дети немножко делают «то, что надо», а в основном — «то, что хочется». Уроки и школа — это новая структура для ребенка, а «позиция ученика» — это умение слушать, воспринимать информацию. Например в нашей Школе, переход ребенка в новый статус проходит достаточно плавно. В частности, дошкольное образование и начальные классы расположены по соседству, а уникальные международные методики подготовки к школе позволяют детям и родителям не менять привычный ритм жизни. Но зачастую, детям сложно приспособиться к новой роли, поэтому родителям нужно сконцентрировать внимание на том, что их ребенок теперь школьник. Их главная задача — мотивировать и адаптировать детей к этой новой «позиции ученика», тем самым помогая сформировать ответственность, умение слушать учителя, одним словом — научить быть учеником.

Поначалу очень важны повседневные действия: сбор портфеля, ведение дневника — их надо делать совместно, приучая ребенка к ежедневным навыкам школьника. Эти своеобразные ритуалы формируют установку на новый статус ребенка. Конечно, они постепенно теряют особое значение, но в первые дни школьной жизни очень важны.

— Что дозволительно, а чего уже не стоит делать, встречая первоклашку после школы?

— Классическое мнение психологов сводится к тому, что жизнью ребенка обязательно нужно интересоваться, но настолько насколько он позволяет, это сохранит у ребенка ощущение, что то, что с ним происходит ценно и важно родителям, но одновременно даст ему возможность чувствовать свое личное пространство, сформировать самостоятельность и чувство самоуважения.  У первоклашек нужно обязательно спрашивать: как прошел день в школе, что нового он узнал, что было вне классных занятий. Ориентируясь на школьные занятия, не стоит сильно заострять внимание на системе оценивания. Она в начальной школе – мотивационная, а детки в этом возрасте в основном и так достаточно сильно мотивированы хорошо учиться. Младшие классы — это не тот период, когда мы сильно контролируем успеваемость, но учебу вашего чада оставлять без внимания нельзя. Сейчас участились случаи, когда ребенок в начальной школе не в состоянии удерживать «позицию ученика»: он часто отвлекается, перебивает учителя или, наоборот, занят своими делами — например, играет с линейкой весь урок и не выполняет задания, если рядом не стоит учитель. Это приводит к глобальной школьной неуспеваемости и часто связано с неразвитостью мозговых структур, которая приводит к нарушению концентрации внимания или гиперактивности. Если вы заметили подобную тенденцию у вашего ребенка стоит проконсультироваться со специалистом по возрастной нейропсихологии.

Именно по этой причине в Кэмбриджской Международной начальной и средней Школе к каждому классу прикреплен помощник учителя: он помогает ученикам полноценно участвовать в уроке и при возникновении сложностей обращается за помощью к школьному психологу.

— Когда лучше делать домашнее задание: сразу после школы, после прогулки, вечером?

— Обычно, часть заданий дети делают уже в школе, после уроков. Но сегодня родители очень часто забирают детей на секции и дополнительные занятия. В этом случае, например после тренировки, необходимо дать возможность ребенку восстановиться, а уже потом приступать к домашнему заданию. Главное — не откладывать на поздний вечер, чтобы у ребенка оставалось время отдохнуть и настроиться на сон.

Если ребенок не занят в этот день, то после школы можно просто погулять. Длительные  и продолжительные прогулки хороши в любом возрасте: школьникам они помогают отдохнуть, снять гиперактивность, восстановить нервную систему.  Уроки после такого отдыха сделать гораздо легче.

Главная задача родителей первоклассника — мотивировать и адаптировать его к новой «позиции ученика», помогая сформировать ответственность, умение слушать учителя, одним словом — научить быть учеником

Но общих рекомендаций не существует: разные дети утомляются по-разному, все зависит от особенностей биологического ритма. Однако существует железное правило в этой системе — это распорядок дня. Очень важно найти оптимальный вариант для своего ребенка: от утреннего подъема, приема пищи до выполнения домашний заданий и свободного времени. Часто такое расписание можно составить уже в сентябре, понаблюдав за его возможностями и потребностями. Главное регулярно придерживаться этого распорядка, потому что его отсутствие нарушает внутренний ритм и устои ребенка. Именно распорядок стабилизирует нервную систему, позволяя избегать вспышек напряжения, нервной активности, перевозбудимости. Понятно, что бывают ситуации, когда правила можно и нужно нарушать, но в целом наш организм и мозг, в том числе, хорошо реагируют на привычный ритм, с легкостью  «включаясь» в определенное время.

— А как быть, если ребенок не хочет делать уроки?

— Нежелание делать уроки – сигнал, у которого всегда есть причина. Это может быть простая усталость или повышенная утомляемость, часто такая ситуация связана с тем, что ребенку просто не удалось или он не успел отдохнуть, а ему надо опять что-то делать. Иногда достаточно найти удачный момент и предложить какую-то подвижную игру, во время которой он сможет восстановиться после занятий и будет готов делать уроки.

Другой вопрос — особенности развития, например, трудности с концентрацией внимания или неусидчивость, а для первоклашек могут существовать сложности с переходом в «позицию ученика», поэтому ребенку хочется играть, а не заниматься. В любом случае очень важно определить, почему ребенок не хочет делать уроки. Далее — самый важный этап, когда необходимо мотивировать ребенка, научится с ним договариваться и мотивировать его к учебе.

— Стоит ли сидеть вместе с ребенком над уроками или помогать нужно только в случае возникновения трудностей?

— Все дети разные и готовы к выполнению домашних заданий по-разному. Есть детки, которые самостоятельно и быстро делают уроки, а есть те, у кого не получается осилить домашнее задание без поддержки. Но даже если ребенок мотивирован и самостоятелен, оставлять его без поддержки и контроля в начальной школе нельзя. Иногда нужно предложить ребенку проверить задание, дать возможность самому найти ошибку. И, конечно, обязательно отметить и похвалить за старания и трудолюбие. Ребенок должен понимать, что это его задание, и что он несет ответственность за его выполнение.

— Что должен выучить ребенок за первый год обучения (не по школьной программе, а на уровне здравого смысла или каких-то авторитетных общепризнанных программ)? Каких показателей стоит придерживаться, а каких – нет?

— В первый год в школе меняется ведущая деятельность от дошкольной-игровой к обучающей. Результатом первого года в начальной школе должна стать сформированная «позиция ученика», дети должны понимать, что школа — это совершенно другое учреждение, она отличается от детского сада. Ребенок понимает, что он ученик, он хочет ходить в школу, ему нравится узнавать новое, ему нравится учиться.

Именно в этот период начинают появляться друзья. Даже игрушки, в которые он играл в детском саду, интересуют его в меньшей степени (конечно, детки продолжают играть), но игра для школьников — способ расслабиться.

Если ребенок в этом возрасте говорит «я не хочу учиться — я хочу играть», это может связано с задержкой формирования ведущей деятельности для этого периода, поэтому стоит озаботиться и, возможно, обратиться к специалисту.

— Как не перегрузить ребенка школой и секциями-кружками? Ведь это очень распространенная проблема, когда ребенка перегружают, и он буквально не может вздохнуть свободно.

— Это действительно насущный вопрос, однозначно ответить на него также сложно. Мы живем в стремительном мире, где много стрессовых факторов, которые негативно влияют на детей. Выраженная активность, нарушение внимания, мотивации  сегодня достаточно распространены среди школьников — конечно, это сказывается на образовательном процессе. Один из выходов для таких «непоседливых» детей — это приобщение к спорту, где ребенок  реализует потребность в движении. С одной стороны, это очень хорошо, но с другой — это приводит к той самой утомляемости и отсутствию сил.

Жизнь современных детей наполнена иными, нежели в нашем детстве, образами – в первую очередь картиночными, не знаковыми. Это дает быструю информацию, а чтение воспринимается как долгий, утомительный процесс

Родителям нужно обращать внимание даже на такие мелочи, как отсутствие улыбки, тусклый цвет лица, грустные глаза: такие изменения в облике первоклассника — это первый сигнал о переутомлении. Детки достаточно часто сами говорят, что устали и не хотят идти в школу, — значит, что-то нужно менять, что-то пошло не так. Если эти симптомы не проходят, то, возможно, придется обратиться к психологу, например, у ребенка может быть не развит мотивационный блок и нужно развивать его активность.

— Как поощрять ребенка за достижения в учебе?

— Система поощрения очень важна, и здесь нет ничего сложного — ребенок всегда сам говорит, чего ему хочется: будь то новая игра или место, где он хочет побывать. У детей всегда есть разнообразные желания, которыми достаточно просто мотивировать его на необходимый результат.

— И парный вопрос: как бороться с ленью, нежеланием читать, считать — учиться?

— Лень-матушка неоднозначна — за ней обязательно что-то стоит. Зачастую лень — это просто  усталость и желание отдохнуть, поэтому состояние лени часто настигает дома, даже детей с хорошо построенной «позицией ученика».

Сейчас много детей, у которых нарушен мотивационный блок. В этом случае очень важно научиться договариваться: «Хорошо, ты сейчас отдохнешь, но потом сделаешь свои дела». Лучше даже составить расписание-программу на это время, определив время на отдых и время на дело. Соответственно, ребенок понимает, что сейчас он отдыхает и делает, что хочет, но потом садится и делает задание. Выполнение этого договора необходимо поощрять.  

Отношения детей к чтению очень изменилось и один из сложных вопросов сегодня — это как привить к нему любовь. Жизнь детей, живущих в современном мире, наполнена иными (нежели в нашем детстве) образами – в первую очередь картиночными, не знаковыми. Это дает быструю информацию, а чтение воспринимается как долгий, утомительный процесс. Зачастую один вид большого текста уже пугает ребенка, и он не находит в себе сил дальше читать. В этом случае нужно дать возможность ребенку читать текст порционно, так его можно научить преодолевать страх перед большими объемами.

— С какого возраста изучение языков действительно оптимально? Рекламы в этой сфере очень много, но чему доверять?

— На практике, в англоговорящие школы часто приводят детей 3-4-х лет, у которых даже русский язык еще не сформировался. У ребенка в этом возрасте еще не развит словарный запас, он не  оперирует понятиями, путается в значениях слов родного языка. Когда нет основ родного языка, сложно говорить о том, чтобы осваивать  другой язык. У ребенка может образоваться каша в голове и на построение или даже исправление языковой базы уйдет гораздо больше времени и усилий. Начать нужно с родного языка, а когда будут сформированы его базовые основы, тогда можно приниматься и за иностранные языки.

Беседовала Мария Яковлева

Подробности о Кембриджской Международной Школе