Николай Харлампиев: чтение во многом зависит от «закваски», «родительских генов»

Встретиться и поговорить с одним из главных знатоков детской литературы в Петербурге — главным редактором журнала «Костер» Николаем Борисовичем Харлампиевым нам удалось благодаря Санкт-Петербургскому международному культурному форуму, где Николай Борисович с другими серьезными дядями и тетями будет обсуждать современную детскую литературу в контексте непрерывного образования. Встретив «родственную душу», главред Тайм Аут Петербург, закончившая кафедру детской литературы, дорвалась до любимой темы и расспросила гостя о чтении современных детей.

— Николай Борисович, что из себя представляет современная литература для детей все, наверное, знают: здесь нередко царят бездушные, а порой и вовсе дурацкие персонажи, единственная цель которых «пропиарить» последующую за выходом книги игру, игрушку, фильм, приносящие производителям баснословный доход. И очевидно, что подвижники вроде вас не могут противостоять этой индустрии. Получается, вся надежда на здравомыслие родителей, которые еще не забыли прекрасную литературу из своего детства и те радость и удовольствие, которые приносило чтение?

— Не совсем согласен с вами: современная детская литература очень разная. Сегодня книг, издаваемых для детей и подростков, гораздо больше, чем для взрослых, — и это не может не радовать. Массово переиздаются классические детские произведения. Появляются детские издательства, на литературную сцену выходят новые герои. Ими становятся и писатели со специальным образованием, и ученые, умеющие доходчиво рассказать о сложном, и педагоги, знающие подход к детям. Но если продолжить образ сцены, без «попсового» репертуара ее не бывает, и главным ориентиром тогда становится привитый с детства вкус. В этом и заключается работа взрослых — родителей, педагогов, библиотекарей и, конечно, издателей — чувствовать ответственность за то, что звучит с литературной сцены.

— Радует то, что вы и коллеги, выступающие на Санкт-Петербургском международном культурном форуме в рамках мероприятий, посвященных детской литературе, можете направить родителей в нужное русло. И это, наверное, ваша главная миссия, роль. По крайней мере, родители Петербурга, читающие наш портал, очень ждут ваших рекомендаций по детскому чтению. Итак, как выбирать правильные книги и журналы для детей?

— Прежде всего, читать самому. Размышлять над чувствами, которые вызывает книга. И не забывать, что адресат у детской литературы — дети, а не взрослые, поэтому важно прислушаться не к учителю и родителю в себе, ищущему пользу от чтения. Нужно постараться услышать голос своего внутреннего ребенка — именно он должен удивиться, рассмеяться, порадоваться или даже до слез опечалиться и задуматься — ведь литература для детей должна поднимать и непростые вопросы, с которыми каждый из нас сталкивается. Читайте не только книги, но и о книгах — найдите обозревателя, которому доверяете, и следите за его рекомендациями. Читайте об авторах, читайте психологическую литературу о том, как доносить до детей ту или иную информацию. Словом, читайте, и это станет не только подспорьем в выборе книг, но и прекрасным примером для ребенка.

На страницах журнала «Костер» можно найти массу рекомендаций по чтению. Почитайте, что советуют друг другу дети в рубриках «Бумажный кораблик», «“Живая классика” — мой выбор», что читают юные герои пресс-клуба «У костра» и знаменитые гости рубрики «Аптека для души». По каждому номеру журнала можно составить свой рекомендательный список. Есть у нас и очень интересный совместный проект с Санкт-Петербургской секцией Международного совета по детской и юношеской литературе (IBBY) — рубрика «Открой книгу — открой мир», посвященная детским книгам-лауреатам премии имени Г.-Х. Андерсена.

— Каких современных авторов отечественной и зарубежной детской литературы необходимо знать?

— Поверьте, что перечислить хороших современных авторов просто невозможно, а упомянуть только некоторых будет несправедливым. Каждый, кто хоть раз побывал на Санкт-Петербургском международном книжном салоне или даже в большом книжном магазине, наверняка переживал состояние почти ошеломленности. Такого количества книг нам не перечитать никогда — невозможно за один раз даже бегло ознакомиться с аннотациями. Но нужно ли это — знать всех? Для этого есть специалисты — литературные обозреватели, библиотекари, библиофилы и коллекционеры определенной литературы. Для отдельно взятой семьи важно просто начать с какой-то книги, которая вас объединит, позволит пообщаться, обсудить прочитанное.

Совместно пережитые литературные впечатления и семью объединяют, и помогают развивать душу и ум ребенка, который позднее, став взрослым, перенесет эти традиции в свою новую семью, привьет их своим детям. Марина Цветаева называла подобные светлые явления «круговой порукой добра»

Совместно пережитые литературные впечатления и семью объединяют, и помогают развивать душу и ум ребенка, который позднее, став взрослым, перенесет эти традиции в свою новую семью, привьет их своим детям. Марина Цветаева называла подобные светлые явления «круговой порукой добра». С книги, которую вы прочтете вместе, начнется уникальная читательская дорога вашей семьи — вы будете строить ее сами по теме, автору, издательству. Кстати, несколько издательств, книги которых могут послужить началом такой дороги я сейчас попробую назвать: это «Детская литература», «Детское время», «Издательский дом Мещерякова», «Белая ворона», «Розовый жираф», «Поляндрия», «КомпасГид», «Самокат», «Фордевинд» и некоторые другие. Запишитесь в библиотеку — и через полгода вы будете знать о современной детской литературе очень-очень многое.

— Каких авторов детской литературы советского периода стоит держать в домашней библиотеке? Мне кажется, авторы вроде Р. Погодина, В. Голявкина, Ю. Коваля совершенно незаслуженно забыты (или вообще неизвестны) современными родителями. То есть у нас есть Чуковский, Барто и Маршак, а потом… провал — и сразу — Барби, монстры Хай и т. п. «чудесные» персонажи.

— Советский период — тоже не гарантия качества литературы. В то время так же, как и сегодня, возникала масса «заказных», идеологически перегруженных текстов, при этом некоторых действительно хороших авторов запрещали. Как ни странно, это сыграло положительную роль для детской литературы — сюда пришли «запрещенные профессионалы», и их стихи и проза для детей сегодня составляют золотой фонд каждой библиотеки. Как выбрать лучшее? Опять же, слушайте свое сердце. Вспомните, что вам самим нравилось читать в детстве — Крапивина? Гайдара? Коваля? А может быть, Носова, Шварца, Томина? Только то, что предложено от всего сердца, с горящими глазами, вызовет интерес и желание открыть книгу.

Кто-то из современных писателей хорошо сказал, что взрослеющему человеку кажется, будто ему принадлежит весь мир, а выросший человек вдруг понимает, что вся его взрослая жизнь сосредоточена вокруг пятачка детства. Мне хочется пожелать родителям, чтобы в этом определяющем всю дальнейшую жизнь вашего ребенка «пятачке детства» нашлось место книжной полке, а лучше — книжному шкафу

— Каких авторов детской литературы вы открыли для себя в вашем детстве, юности, взрослом возрасте? Кто вам помогал открывать их?

— Чтение в ленинградских семьях 60-х–70-х годов было нормой, как посещение библиотеки и вдумчивый подбор изданий для домашнего собрания книг. С самого раннего детства меня восхищали сказки Пушкина и Жуковского, стихи Маршака и Чуковского, а первой библиотечной книгой для меня стал «Незнайка в Солнечном городе» Николая Носова. Своими лучшими книгами детства я до сих пор считаю рисунки и истории Евгения Чарушина, рассказы Виталия Бианки и Бориса Житкова, «Волшебника Изумрудного города» Александра Волкова. Когда я подрос, моими верными друзьями стали герои Вальтера Скотта, Майна Рида и Фенимора Купера.

— Кто сейчас способен играть эту роль наставника по чтению? Библиотекарь, учитель?.. Будут ли к ним прислушиваться современные дети?

— Безусловно, прежде всего, это читающая семья, ну и конечно, библиотекарь и учитель. Они хорошо знают своего читателя и ученика и способны дать совет с учетом интересов, склонностей и особенностей конкретного ребенка. А вот прислушается ли этот самый ребенок к совету, решающим образом зависит от профессионализма и таланта наставника. К счастью, сегодня в библиотеки и школы приходит много хороших специалистов, способных «зажечь» любовью к чтению, и эта искра потом передается по цепочке от читателя к читателю, от семьи к семье.

Журнал «Костер» не понаслышке знает об этом — меня часто приглашают на встречи с детьми, где я вижу выставленными самые новые книги и журналы. Мы, в свою очередь, стараемся знакомить наших читателей с самыми интересными авторами прошлого и современности — не только советуем книги, но и публикуем новые повести и стихи самых талантливых современных авторов, знакомим с еще неизвестными произведениями и писателями в рубрике «Новые имена. Премьера книги».

— Как сейчас печатный детский журнал или газета находят путь к детским сердцам? Как это делает «Костер»?

— В прошлом году «Костер» отметил свое 80-летие. Такая долгая жизнь журнала, его высокая художественная и содержательная планка и востребованность — результат вдохновенной работы нескольких поколений преданных Детству писателей, художников, журналистов, редакторов, педагогов и библиотекарей. Ну и, кстати, самих наших юных читателей, которые принимают самое активное участие в создании каждого номера журнала.

Мы стараемся почаще встречаться с ребятами в школах и библиотеках, заглядывать на родительские собрания, участвовать во всех праздниках книги и чтения. Мы проводим десятки интереснейших творческих конкурсов для наших читателей, в том числе, к примеру, «Ваш веселый звонок», итоги которого шумно и весело подводим в театре «Зазеркалье». Но главный наш «актив» на этом пути, разумеется, сам журнал, интересный и полезный для современного школьника. Тем более, что в «Костре» всегда есть элементы живого общения, интерактивности, возможность вступить в диалог, быть услышанным и понятым. Вообще, «Костер» всегда собирал и собирает вокруг своего живого огня талантливых детских писателей, ярких журналистов, замечательных художников, журнал продолжает быть для юных читателей путеводным огоньком в мире хорошей литературы. «Костер» остается верен традициям настоящей, увлекательной прозы для детей, дает читателям разнообразные знания, позволяет ребятам проявить свои творческие способности и задуматься о будущей профессии. Наш журнал, как мне кажется, оправдывает свое назначение — быть востребованным думающими и читающими, веселыми и любознательными ребятами. У «Костра» появляются новые читатели — внуки и дети прежних читателей «Костра». Чтение вообще во многом зависит от «закваски», от «родительских генов».

Выбирая книги для детей, нужно постараться услышать голос своего внутреннего ребенка — именно он должен удивиться, рассмеяться, порадоваться или даже до слез опечалиться и задуматься — ведь литература для детей должна поднимать и непростые вопросы, с которыми каждый из нас сталкивается

Именно на диалоге интересов, поколений, тем и основывается содержание журнала, адресованного веселым и любознательным.

— Ваш «план по захвату» целевой аудитории на ближайшие годы? Что противопоставите гаджетам, агрессивной индустрии детских игр и игрушек и т. п. В чем ваш эксклюзив?

— Мы планируем захватить целевую аудиторию вместе с гаджетами и игрушками! Потому что мы относимся к нашей целевой аудитории не как хищные коммерсанты и маркетологи. Мы видим в ребенке не потенциального оголтелого потребителя, а уникальную личность, будущего взрослого, звено в цепи поколений. Мы хотим, чтобы этот ребенок стал полноценной личностью, думающим и чувствующим счастливым человеком, полезным для своей семьи и общества. И соответственно относимся к нему, стараясь пробудить в юном человеке не хватательные инстинкты, а сердце и разум, стремление к творчеству и самореализации. Мы стараемся «всегда идти дорогою добра» и уверены, что рано или поздно к нам присоединятся все обладатели гаджетов, фанаты разных игр и игрушек. Именно в этом и заключаются наш план и эксклюзив. А еще в том, что кредо журнала — собирать на своих страницах и вокруг «литературного костра» не только ребят, но и взрослых, всех, кто любит детей и работает для них, всех самых талантливых, веселых, знающих, и вместе делать что-то стоящее. Например, проводить ежегодные детские экологические экспедиции «Живая вода», которые мы организуем уже почти 30 лет без перерыва. Наши читатели выезжают в разные регионы страны, где проводят исследования, а главное — общаются с единомышленниками — своими ровесниками и взрослыми, учеными, специалистами, педагогами, экологами, которые всегда и помогают ребятам добрыми советами, и увлекают личным примером. Наша экспедиция работала на Иртыше, Амуре, Волге, Неве, на реках и озерах десятка регионов страны и только что вернулась из «Артека», где заняла первое место на всероссийском конкурсе школьных экспедиций. Вот это действительно наш эксклюзив, которым мы по праву гордимся.

— Ваши пожелания родителям, читающим «Тайм Аут Петербург»?

— Кто-то из современных писателей хорошо сказал, что взрослеющему человеку кажется, будто ему принадлежит весь мир, а выросший человек вдруг понимает, что вся его взрослая жизнь сосредоточена вокруг пятачка детства. Мне хочется пожелать родителям, чтобы в этом определяющем всю дальнейшую жизнь вашего ребенка «пятачке детства» нашлось место книжной полке, а лучше — книжному шкафу, где будут собраны любимые книги и журналы, помогающие жить. Такие литературные друзья появляются в детстве, чтобы сопровождать человека на непростом пути его взросления. И еще мне хотелось бы напомнить родителям, что путь современных мальчишек и девчонок к большой настоящей книге может начаться именно с детского литературного журнала, где литература лишена окаменелости, а реакция детей на нее очень живая и непосредственная. Ребята с увлечением готовы участвовать в литературных конкурсах, им интересен процесс сотворчества, они счастливы самой возможности что-то сочинить. И главное здесь для них — общение, возможность выразить себя. Эти желания всегда находят в «Костре» поддержку — в журнале сразу несколько рубрик детского творчества, где свои таланты демонстрируют юные поэты, художники, прозаики, где находят друг друга творческие студии. И пусть не все ребята станут потом поэтами, но силу своего голоса, его оригинальность и само право говорить почувствует каждый.

 

Беседовала: Екатерина Соловей