Почему заказывать одежду на иностранных сайтах станет дороже
© Chris Ratcliffe/Bloomberg via Getty Images

Со следующего лета покупки в иностранных интернет-магазинах будут облагаться пошлиной. Выяснили, нужно ли паниковать и закупать вещи и любимую косметику впрок.

В начале октября правительство предложило снизить порог беспошлинного ввоза товаров, купленных на иностранных сайтах, с 1000 евро до 20 евро. Если предложение вступит в силу (а все идет к тому — проект нового закона уже одобрен и направлен в Госдуму), с 1 июля 2018 года за покупки в интернете стоимостью выше 20 евро (на данный момент это чуть меньше 1 400 рублей) придется платить пошлину 30%. Правило будет распространяться на все категории товаров — одежду и обувь, аксессуары, косметику, детские вещи, игрушки, книги и прочее. Time Out разобрался, кто пострадает от нового законопроекта в первую очередь и есть ли у него плюсы.

Зачем это нужно?

Сейчас беспошлинными считаются все покупки стоимостью до 1000 евро. По приблизительным подсчетам, снижение порога беспошлинного ввоза, принесет в государственный бюджет 30 миллиардов рублей в 2018 году и еще по 60 миллиардов в 2019 и 2020 годах.

К тому же, это даст шанс российским магазинам. В 2017 году доля иностранной интернет-торговли в России составит около 40% — заказывать бытовую технику, одежду многих марок и косметику из Европы и Америки зачастую выгоднее, чем покупать ее у российских ритейлеров. С учетом новой пошлины общая стоимость заказов из-за рубежа сравняется с ценами на те же вещи в местных магазинах — следовательно, продажи внутреннего рынка будут расти.

Что это значит для покупателей?

Любой заказ в зарубежном онлайн-магазине обойдется в среднем на 30% дороже — помимо стоимости самой вещи и стоимости доставки придется оплачивать пошлину. Учитывая скромную сумму в 20 евро (купить на эти деньги можно разве что мелочь вроде чехла для телефона или пару футболок), высока вероятность, что российские покупатели пересмотрят свои привычки и начнут заказывать онлайн меньше или переключатся на российские магазины. Другой вариант — люди начнут делать больше онлайн-покупок через посредников — неофициально, занижая реальную стоимость посылки до тех самых 20 евро.

Хуже всего придется жителям небольших городов, где онлайн-шопингу просто нет никакой альтернативы — многие европейские и американские марки по-прежнему можно найти только в столице и в некоторых городах-миллионниках.
 

Если порог снизят, придется, как в 90-х — плотно забивать чемодан всем необходимым в каждой поездке за границу.


Что это значит для российского рынка?

По мнению PR-директора магазина Aizel Артура Ефремова, введение пошлин ускорит развитие российской интернет-торговли.

«В настоящий момент в России сложилась ситуация, когда локальный онлайн-ритейлер находится в неравных условия с иностранными компаниями. Зарубежные онлайн-магазины не платят налогов в России, благодаря чему бизнес в России им выгоднее, чем во многих других странах. Что изменится для российских онлайн-ритейлеров теперь? Государство начнет получать в бюджет ранее не учитываемые пошлины и налоги, а это даст дополнительный толчок к развитию российской онлайн-торговли. Интернет-магазины в свою очередь смогут предоставить российским покупателям расширенный ассортимент и более гибкую ценовую политику» — заключает он.

С Артуром Ефремовом согласна и команда концепт-стора «КМ20»:

«Вступление в силу нового налога имеет шанс серьезно изменить расстановку сил на рынке онлайн-ритейла в России. В бесконечной борьбе за клиента крупные мировые онлайн-ритейлеры постоянно снижают цены на товары — позволяют они себе это за счет больших объемов товара, особых договоров с транспортными компаниями, складами по всему миру и в силу отсутствия значительных таможенных пошлин и транспортных расходов. Помимо этого, покупатели из России видят цены в онлайн-магазинах сразу с вычетом tax free. Доставка и таможенный сбор, как правило, включены в цену. Это делает российские онлайн-магазины менее конкурентоспособными и вводит покупателей в условное заблуждение, что российские магазины завышают цены. Это не совсем справедливое суждение. С этим уже какое-то время неплохо борются крупные марки, к примеру, Off-White, Vetements, JW Anderson, Heron Preston и некоторые другие рассылают RRP на каждый регион — то есть цену в валюте страны, которую магазин должен соблюдать.
 

Хорошая новость в том, что на российский рынок могут прийти новые марки, а их стоимость будет незначительно отличаться от цен в Европе и Америке.


Введение налога на покупки из-за границы позволит уравнять предложение местных и иностранных ритейлеров. И тогда покупатель уже сможет отталкиваться от объективного выбора брендов, уровня сервиса и имиджа того или иного магазина, а не только от цены».

Чем же тогда это плохо?

В долгосрочной перспективе — ничем. Есть шанс, что на российский рынок придут новые марки, а их стоимость будет незначительно отличаться от цен в Европе и Америке.

Но в краткосрочной перспективе законопроект может принести массу неудобств обычным покупателям. Далеко не все делают покупки онлайн исключительно в корыстных целях. Даже в Москве и Санкт-Петербурге по-прежнему не найти некоторые марки косметики или одежды. Значит, в стоимость стандартного заказа придется закладывать дополнительные 30% или пересматривать свои привычки — искать альтернативу привычным вещам и средствам в обычных магазинах. Или — как в 90-х — плотно забивать чемодан всем необходимым в каждой поездке за границу.