Модный проект «БесприЦЫПные чтения» добрался до Петербурга

Модный проект «БесприЦЫПные чтения» добрался до Петербурга

  23 сентября 2016
7 мин
Модный проект «БесприЦЫПные чтения» добрался до Петербурга

«Я не помню, когда в русской прозе с таким юмором и свободой писали о больших и серьезных темах». Так сказал о рассказах Александра Цыпкина один из ведущих российских театральных режиссеров Борис Юхананов.

Автор бестселлера «Женщины непреклонного возраста» пишет короткие, смешные и вроде бы очень легкие произведения. Бордели и измены, ошибочные смс и досье друг на друга, неравные браки и сумбурные разводы. Комедии секс-положений, как их называет автор. В них беззаботность, пронзительная беззаботность. Но за каждой веселой строчкой умная печаль, каждый финал заставляет задуматься о своих собственных поступках.

Рассказы Цыпкина читают в разных странах и совершенно разные артисты, но вечер в загородном микрорайоне Mistola Hills можно считать определенным этапом в литературном и творческом пути хотя и востребованного, но конечно начинающего автора. Александра читал Константин Хабенский – не только один из самых популярных, но и самых глубоких, драматичных российских актеров. Пять рассказов, каждый из которых мог стать короткометражным фильмом. Уникальная атмосфера загородного литературного салона в сочетании с пограничными, хулиганскими темами, поднимаемыми в историях, создали неповторимый эффект. Многие из гостей бывали на других вечерах с участием Александра Цыпкина, но отметили, что именно этот был наиболее гармоничным и содержательным. Компания RBI, которая задает архитектурные стандарты в нашем городе, теперь подняла планку и в работе со своими клиентами, подготовив для них интеллектуальное развлечение самого высокого уровня. В ближайшее время запись чтений будет доступна всем желающим в социальных сетях: первая серия уже выложена в интернете. Что ж искусство должно принадлежать народу.

 

— Александр, почему чтения «беспринЦЫПные»? Какие принЦЫПы они нарушают? Как вам кажется, имеют ли место в текстах Цыпкина элементы цинизма и провокации?

— Скорее борьба с ханжеством, хотя и провокация безусловно. Я поднимаю в рассказах очень пограничные темы и многим может показаться, что, допустим, в рассказе «Этюд заботливо-бордельный» я поощряю пожилого профессора, посещающего публичный дом. А рассказ – о его жене, о настоящей любви, о мудрости и неизбежной тоске, приходящей с возрастом. Почему беспринцЫпные? Во-первых, фамилия. Знаете, с ней особо не разбежишься. Но основная беспринципность в том, что нет никаких четких принципов, по которым живет этот проект. Можно ли читать драматические рассказы в баре? Да. А скандально-провокационные комедии на сцене МДТ? Тоже да. Любые чтецы, от народных артистов России до зрителя из зала. Я хотел бы, чтобы в проекте приняли совершенно разные писатели с непохожими стилями. И наконец, я поощряю употребление алкоголя до, после, а главное, во время представления.

— В чем, по вашему мнению, секрет успеха формата «беспринЦЫПных чтений»? Людям недостаточно просто читать?

— Свежесть и новизна. Это же, по сути, ожившая аудиокнига, которая создается прямо при тебе. То есть с одной стороны и самому додумать образ можно, а с другой – все равно есть актер, голос, атмосфера театра, и, наконец, живые авторы прямо на сцене. Можно в лицо сказать все, что думаешь!

—  Кто из известных актеров уже выступил (или вы планируете, что выступит) с чтением ваших рассказов?

— Мои рассказы читали уже более тридцати человек, повторюсь, от «звезд» до начинающих. И каждый добавлял к историям что-то свое. Новые имена осенью, думаю, всех удивят, но не хочу сглазить. Промолчу.

— Есть мнение, что Александр Цыпкин в исполнении популярных актеров популярнее просто Александра Цыпкина? Ваша оценка: это хорошо, плохо или никак?

— Это хорошо и это абсолютно логично! Это как сценарист, режиссер и актер. Каждый выполняет свою работу и вместе может получится то, что примет зритель.

— Выступая бок о бок с Хабенским, не было ли мыслей вроде «Что я вам после Хабенского тут изображу?» Это было неудобно или, наоборот, здорово?

— Это колоссальный опыт, удовольствие и безрассудство. На сцене уже было комфортно, а вот за пять минут до начала я хотел сбежать. Отмечу, что именно после выступления с Константином Хабенским я понял, чего мне самому не хватает, исправился и решился на сольное выступление на сцене МДТ.

— Приходилось ли удивляться: «Ох, он (будь то Хабенский или кто-то еще) увидел у меня что-то такое, о чем я не предполагал? Прочитал это таким образом, что я и не подозревал о том, какую гениальную мысль заложил в рассказ автор Цыпкин!»?

— Да, и не один раз. Произведение после печати мне уже не принадлежит, так что с ним иногда происходят изумительные метаморфозы. Помню, автор моноспектакля по моим рассказам «Она девочка, ей все можно» Михаил Морозов отрезал в одном из рассказов финал, казавшийся мне кульминацией. За пять минут он мне объяснил, что на самом деле я написал рассказ ни о том, о чем я хотел. Я писал про мужа счастливого, а оказалось, написал про несчастного. Более того, иногда я рассказы переписывал после комментариев уважаемых мною читателей. Ольга Львовна Свиблова (известный искусствовед, инициатор создания и директор Московского «Мультимедиа Арт Музея», режиссер документального кино — ред.)  внесла очень важную поправку в рассказ «Томатный сок», например. Помню, она сказала: «Уважай всех своих героев, герой не стол, у него не может быть просто функция, у него должен быть характер».

— Кого из известных питерских персонажей вы еще позвали бы в «БеспринцЫпные чтения»? Какой из ваших рассказов доверили бы прочитать Михаилу Боярскому? Какой подошел бы для Сергея Шнурова?

— Этим двум моим любимым ленинградским артистам я бы доверил любой рассказ, но мне кажется, у Михаила Сергеевича отлично бы получилось мои детские рассказы, а у Сергея – короткие яркие этюды про наш менталитет в нескольких фразах. Надеюсь, когда-нибудь это получится.

— Чтения с Хабенским прошли в поселке Mistola Hills под Петербургом. Есть ли для вас разница – выступать в зале библиотеки, телестудии, ресторане, в загородном поселке, в лесу под открытым небом, на подводной лодке?

— Мне очень понравилось выступать в Mistola Hills, но дело не только в площадке, хотя шатер в окружении карельской природы это прекрасно, а в людях. Я давно не помню такого приема со стороны людей, большинство из которых слышали мои истории первый раз. Светлые умные лица. Я не знаю, все ли из гостей жильцы поселка, но если так, то квартиру в нем можно купить только ради соседей.

 

Справка об авторе

Александр Цыпкин – один из самых необычных литературных дебютов в России. Сборник лирическо-хулиганских рассказов «Женщины непреклонного возраста», который по сути является печатной версией постов, опубликованных в фейсбуке, стал самой продаваемой сатирической книгой в России в 2015 году. В августе 2015 года он занял первое место в рейтинге российской прозы сети книжных магазинов «Москва», и уже более года держится в топ-20, что стало российским рекордом. Книга продается в более чем двадцати странах, а в марте прошла презентация французской версии, в которую вошли также новые произведения. Рассказы Александра Цыпкина регулярно читают со сцены сам автор, а также известные российские актеры театра и кино: Петр Семак, Константин Хабенский, Полина Толстун, Екатерина Шпица, Михаил Горевой и др.. Ролик с участием Данилы Козловского, читающим рассказ «Томатный сок», набрал в сети более двух миллионов просмотров. В 2016 г. совместно с писателями Александром Снегиревым и Александром Маленковым создал проект «БеспринцЫпные чтения», в рамках которого рассказы современных российских авторов читают в театрах. В 2016 г. Александр Цыпкин начал творческую деятельность в качестве сценариста.