«Кризис – самая важная вещь для человека» | Арт | Time Out

«Кризис – самая важная вещь для человека»

Александра Карпова   19 ноября 2014
4 мин
«Кризис – самая важная вещь для человека»
Живой классик, один из самых популярных и дорогих американских художников Билл Виола привозит в Эрмитаж свою инсталляцию «Море безмолвия». Александра Карпова выяснила у «Рембрандта видеоарта» и его жены, куратора Киры Перов, что нужно увидеть в этой работе.

Расскажите о вашей видеоинсталляции, которую фонд «ПРО АРТЕ» показывает в Эрмитаже.
Кира: Эта серия началась с проекта Лондонской национальной галереи, пригласившей нескольких художников выбрать картину и создать оммаж к ней. Так появилась первая работа из серии – «Квинтет удивленных», ставший откликом на «Христа в терновом венце» Босха.
Билл: Для меня огромной потерей стала смерть отца, я был морально уничтожен. И начал изучать, как далеко человек может зайти в своих эмоциях. В картине Босха меня привлекло как раз эмоциональное состояние Христа: со всех сторон на него нападают ужасные люди, а он сохраняет спокойствие. Иисус здесь олицетворяет человека, способного выстоять в любой ситуации. Первой работой про это стал «Квинтет удивленных». «Море безмолвия» очень близко к ней по сюжету. В этих работах мы растягиваем время так сильно, как только это возможно. Пространство человеческого бытия очень ограничено, и оно как космическое тело может двигаться во все стороны.

Для видео вы привлекаете актеров или обычных людей?
Кира: Обычно приглашаем актеров. Съемка длится не более одной минуты, мы используем высокоскоростную камеру, которая делает триста кадров в секунду, что позволяет создавать красивое слоу-моушен. Профессионалы могут использовать свои внутренние ресурсы, они способны за короткое время достигнуть пика эмоций и успеть успокоиться.

Как нужно подготовиться к тому, чтобы прочувствовать и понять «Море безмолвия»?
Билл: Зрители просто должны открыть глаза. Важно то, куда мы помещаем наш разум. Ведь разум – это самое грозное оружие и самый мощный вид энергии.

Все-таки разум, не сердце?
Билл: Разум и сердце вместе. Мы живем в век перенасыщенности информацией, общество заставляет нас быть хорошо осведомленными, и мы должны понимать, как от этого защититься. Сейчас мы находимся в сложной ситуации, потому что стараемся понять все. Но мы не нуждаемся в том, чтобы понимать все. Если мы этого достигнем, то потеряем себя. Наиболее важная для меня вещь в искусстве – не знание, а таинство. И техника, в которой мы работаем, отправляет нас внутрь, заставляет вернуться к себе.

Но ведь во внешнем мире происходит так много интересных вещей.
Билл: Большинство из нас, в особенности молодые люди, движением вперед считают исключительно поиск нового. И это замечательно! Но в моей жизни был момент, когда я обнаружил себя перед пустотой. И после такой трагедии ты должен найти новый путь, обрести новое понимание мира. Так всегда происходит во время кризисов. Кризис – самая важная вещь для человека.

Вода – один из самых частых образов в ваших работах. Каков ее символический план?
Билл: Когда мне было шесть лет, я чуть не утонул в озере. Во время каникул мы с двоюродным братом решили понырять, но, в отличие от него, я не умел плавать. Я прыгнул за ним и упал камнем на дно, где увидел невероятный голубой свет, спускающийся вниз. Это была самая красивая вещь, которую я когда-либо встречал. Все случилось очень быстро. Страха совсем не было, я просто сидел и ждал, чтобы что-нибудь произошло. Затем мой дядя, который увидел пузыри, приплыл за мной, и сначала я даже оттолкнул его. Я не вспоминал об этом случае долгое время, пока меня не спросили в одном из интервью. Линия между жизнью и смертью очень тонка, она разрывается, и ты уходишь. И никогда не знаешь, когда большие руки спустятся и заберут тебя. Вот почему время так дорого для нас.
Кира: Мы часто используем воду, когда нужно показать границу между жизнью и смертью. Также она может указывать на перерождение, крещение, исчезновение, рефлексию – это очень многозначный символ.

Рефлексия помогает вам найти ответы?
Билл: У нас нет ответов. У нас иногда даже нет возможности выразить себя, поэтому художники всегда ищут новые способы сделать это. Наш японский учитель сказал важную вещь: вы можете думать, что создали шедевр, но вы никогда не должны его заканчивать. Не нужно все сводить к результату. Если ты заходишь слишком далеко, то рискуешь иметь дело непосредственно с богом, но никто не хочет этого. Ты можешь приблизиться, а потом должен немного отступить.