Кто такие бизнес-ангелы? | Город | Time Out

Кто такие бизнес-ангелы?

  18 ноября 2014
1 мин
За рубежом бизнес-ангел – не инвестор, а скорее жертвователь. Но у нас этим термином обозначают человека, не связанного напрямую с бизнес-инкубаторами, банками и государством, который сидит на деньгах и рад вложить приличную по меркам стартапера сумму в начинающих предпринимателей – за определенную долю прибыли, разумеется. Time Out познакомился с двумя ангельскими инвесторами и постарался выяснить, за что они дают деньги и кому это может помочь.
\"\"

1/2

Андрей Рябых, Инвестор, интернет-буржуй


Когда нужно обращаться к бизнес-ангелу?
Вы делаете IT-стартап. Предпосевная стадия – это когда есть только идея, основатель носится с ней как с писаной торбой и ищет деньги. На этом этапе в любой стране очень сложно привлечь инвестиции, но всегда есть правило трех F: Fools, Family, Friends – дураки, семья и друзья. Следующая стадия посевная, когда идею проговорили, экономику немножко свели, начинаем запускать проект. Вот тут уже может возникнуть инвестор. Первая стадия – 10–20 тысяч долларов за 10–15% проекта, то есть вы подтверждаете капитализацию проекта в 100 тысяч долларов, вторая стадия – от 50 до 200 тысяч долларов, тем самым вы подтверждаете проект от полумиллиона до двух миллионов. Дальше начинаются рабочие стадии, здесь привлекаются фонды, все они суммами меньше полумиллиона не мыслят. И финал – мечта любого инвестора – это выход, продажа проекта стратегическому покупателю, в случае IT-стартапа – грубо говоря, «Яндекс», Google, Microsoft.


То есть проект может окупиться, только если его продать, иначе с него денег не получить?
Мы говорим о венчурной экономике. Здесь продается капитализация, здесь нет прибыли. Если посмотреть проекты типа Instagram, Youtube, это небольшая экономика, но безумно выгодный проект для продажи. В реальном секторе у всего есть четкая цена: здание стоит столько-то, дорога – столько-то. В нематериальном венчурном мире цена может быть любой – сколько скажете, столько и будет. Есть кейсы компаний, которые, ничего не производя, раздувают себя до полумиллиарда долларов только за счет хорошей информационной политики. Безусловно, этот рынок содержит элементы пирамиды, но люди, вкладывавшие в Apple на ранних стадиях, сейчас вряд ли расстраиваются из-за этого свойства.
Если мы берем среднюю статистику по рынку, классическая схема – 10 проектов. Три загнутся сразу, три – медленно, будут сопротивляться полгода-год, два выйдут на точку безубыточности, но, скорее всего, дальше не двинутся, один будет шатко-валко показывать рентабельность и один выстрелит и покроет затраты всех проектов.


Как найти инвестора для своего проекта?
Язык инвестора – это язык денег. Ему нужно объяснить, как его деньги вырастут в 10 раз за три года. Приходите в ассоциацию бизнес-ангелов СОБА, показываете проект, заполняете документы и презентуетесь. Стартапы регулярно собираются – в «Ингрии», «Буквоеде», «Зоне действия», туда приходят инвесторы. Но я бы рекомендовал начать с Москвы. Там больше и тусовок, и денег. Стоит посмотреть, послушать, познакомиться. Если инвестор на рынке давно, он получает на почту ежедневно около десятка проектов. Триста проектов в месяц – кажется, много, но какой-нибудь фонд в среднем рассматривает полторы тысячи проектов, делая это сквозь пальцы. Поэтому ищите, где эти люди ходят, ловите их и рассказывайте о проекте.


У вас есть советы стартаперу от инвестора? Что стартапер должен делать?
Первое: прежде чем запускать свой гениальный проект, нужно узнать, нужно ли это людям. Есть московский кейс: ребята делали наборы продуктов с доставкой на дом, и поступили так: пришли в ближайший магазин и начали там опрашивать женщин: купили бы вы это? Нашли одну, которая согласилась. Договорились, что будут ей доставлять, а она будет давать им обратную связь. Стали делать доставку и внимательно выслушивать ее комментарии. Потом она рассказала подругам, они набрали еще десяток. В процессе у них выплыло огромное количество ситуаций и проблем, которые привели к хорошему уточнению гипотезы. Они и сайт сделали, только когда перестали справляться с ручной работой. Второе: программировать начинаем, только когда перестаем справляться делать руками. В стартапе люди по году программируют, потом выносят на рынок, а рынок говорит: нам это надо, или надо, но не так. Нужно делать проект по кусочкам или как-то быстро и бесплатно. Есть много бесплатных инструментов и сервисов. Это только гипотеза, что проект нужен рынку. Ее надо доказать, опровергнуть или скорректировать.