Петербург
Москва
Петербург
Сергей Максимишин о смене профессий

Сергей Максимишин о смене профессий

Физик-ядерщик музейный — работник бизнесмен — фотограф (лауреат World Press Photo)

А вы кто по профессии?

Фотограф, могу снимать на паспорта, свадьбы, черепушником быть (есть такая профессия — это человек, который снимает в детских садах головы под рамку). Если серьезно, то журналист — и только. Университетская специальность — ядерная физика. Четыре года проработал по специальности. Но, конечно, дисквалифицирован абсолютно. Ну, бизнесом, наверное, мог бы заняться, но я уже ушел оттуда — потому что перестало быть интересно.

До 1998 года вы были преуспевающим директором…

Это было предприятие «Медведь», его открыл Боб Меир, достаточно известный в свое время в городе бизнесмен. Он, скажем, открыл первые в Петербурге супермаркеты западного типа — Babylon. Основной бизнес у него был манирайзинг. Он искал проекты, собирал под них средства, а потом зарабатывал на продаже инвестпроектов. Этим мы и занимались. Бумагоемкий интеллектуальный бизнес. К 1998-му году стали происходить разные события; мы стали аффилированной структурой при ОНЭКСИМ-банке. Подавляющую часть кредитов, которые выдавал банк, он проводил через нас. А в 98-м банки просто перестали работать, ни о каком кредитовании речь не шла. И мы стали потихонечку умирать. Конечно, пару лет могли продержаться, но тут я понял, что это замечательный шанс. К тому же именно к этому времени я закончил факультет фотокорреспондентов. Ведь фотография — это мания, крыша съезжает, думаешь только о карточках. Спасибо большое жене и семье, которые пережили эти тяжелые времена, потому что уровень доходов и жизни упал драматически — в разы.

Как отреагировали коллеги?

Кто-то решил, что крыша съехала. Кто-то просто перестал меня узнавать, особенно из важных городских начальников. Еще вчера они видели меня в костюмеи галстукев собственном кабинете, а теперь непонятно кем в не всегда даже чистых джинсах. Но ничего — привык.

Почему фотография?

Я еще в школе начал заниматься фотографией. У нас был УПК, все мальчики смертельно хотели быть автослесарями, девочки — швеями-мотористками, а я болел и пропустил распределение. Так что уже по остаточному принципу попал в группу отолаборанток. Год я писал конспекты о том, зачем нужен калий-бром. Потом на практике мы ретушировали прыщи на портретах для доски почета. Жаль, кончилось все печально: нашу учительницу посадили в тюрьму за спекуляцию колготками на Кировском рынке. Это был первый заход. Второй был в армии — с третьего курса меня забрали в строй, послали на Кубу и там, как самого образованного, просто назначили фотографом. И уже в 96-м совершенно случайно узнал, что идет набор на курсы фотокорреспондентов. У меня есть ощущение, что судьба несколько раз настойчиво заворачивала меня на эту стезю, но зная себя, я совершенно не уверен, что останусь фотографом до смерти. Сейчас вот посмотрим на кризис — если начну потихонечку помирать с голоду, надо будет менять профессию.

Вам не кажется, что своими карьерными эволюциями вы напрочь ломаете идеальную схему профессионального образования?

Нет-нет, вы знаете, что по мировой статистике только 3% всех университетских выпускников работает по специальности?

Университет всего лишь дает некую культурную базу, умение мыслить и прочее. Если я сейчас возьму своих одногруппников, то только один из них продолжает заниматься физикой. Да и то он работал в лаборатории в Амстердаме, а сейчас перешел в банк — и занимается тем же самым, но только считает финансовые потоки вместо элементарных частиц. И потом, это судьба поколения. Мы полностью ушли в бизнес, а потом из бизнеса куда-то еще — просто потому, что нам нечего было терять. Когда началась эта задница в 1991 году, мне было 25 лет. А вот люди, которые были постарше — они уже кандидатские успели написать, обзавелись научными связями. Им было жалко уходить из своих обжитых НИИ — и вот некоторое из них и сейчас носят те же пиджачки…

А вы кем были?

Я тогда в Эрмитаже работал — и не случайно. Еще когда поступал, долго выбирал между физикой и археологией. И решил, что музей — прекрасная возможность совместить интересы. Так что я работал в лаборатории экспертизы при Эрмитаже, занимался атрибуцией керамики. Потом пришел страшный 1991 год, а у меня как раз родился ребенок. Честно говоря, было жутко. Потому что я получал 140 рублей, а колбаса стоила 90. Ребенку нужен был ежедневный массаж, а каждый сеанс стоил 10 рублей. То есть всей зарплаты хватало на половину месячного курса. И я понял, надо что-то менять в жизни. Конечно, в Эрмитаже было интересно, и я бы мог еще поразвлекаться какое-то время за счет своих близких, но ребенок… А тут друзья предложили пойти в бизнес, и я согласился, хотя было ощущение, что я не просто наступаю, а с хрустом ломаю горло собственной песне. Это было тяжелое, очень тяжелое решение.

Как даются такие решения?

Главное — уверенность в себе. Как нам говорили еще на физмехе, главное — это убить страх перед задачей. Получилось. Хотя теперь мне уже задним числом страшно: вот ушел я в фотографию, смотрю на свои старые снимки и понимаю — ведь это чудо, что все получилось, потому что там слабые картинки, однако тогда они казались сильными.

Кажется, что самое страшное в перемене профессии — снова почувствовать себя новичком. Как относились к вам?

Нормально. Да и кому было относиться? Я же тут, в Петербурге, на выселках. Но, думаю, после первой Чечни, а это было уже через девять месяцев после трудоустройства, я стал своим. Чечня — это такие пацанские дела. Хотя вообще фотографы, положа руку на сердце, действительно очень специальные люди. Что ж поделать?.. Мне вообще не нравится работа, в которой нет объективных критериев. Здесь очень трудно выстроить табель. Поэтому каждый считает себя великим. Часто для этого есть основания, часто нет… С новичками бывает по-разному. Была история, когда на некоем мероприятии в Москве одного салагу просто пнули ногой. Конечно, так делать нельзя. Но с другой стороны, я прекрасно понимаю людей, которые работают. Вернуться со съемки без карточек нельзя ни в коем случае. Как говорили старшие: жив-помер, а карточку в номер. И когда тебе мешает человек, для которого это просто развлечение… Я поэтому всегда говорю студентам на фотофакультете, чтобы они старались не мешать людям, для которых это хлеб. Хотя нет какой-то специальной фотографической этики, есть просто этика. Помню, как-то раз снимал огромный заказ для немецкого «ГЕО» о Москве. И они попросили съездить в Третьяковский проезд, на очень пафосную презентацию и вручение очередной премии Ксении Собчак. Я уже последние лет шесть вообще не снимаю новости, а на этом мероприятии как раз было очень много молоденьких мальчиков, которые за сотню долларов бегают снимают новости, но у них очень большие фотоаппараты, а у меня маленький — весь такой потертый и побитый. И они, видимо, меня всерьез не принимали. Да я и сам не в своей колее — они мечутся куда-то кучами, я на всякий случай за ними. Потом спрашиваю: а кто это был, кого мы снимали? Они говорят, а, это ведущая программы «Деликатесы». Боже мой, думаю, зачем она мне сдалась?.. Мне нужна была КС на сцене, и тут они меня затолкали. На третий раз не выдержал — сам толкнул кого-то из них. А надо видеть классический типаж московского фотографа — он похож на Рэмбо, весь в какихто патронташах. Попросишь покурить, он еще полчаса будет стучать по карманам.

Когда было хуже: в1998-м или сейчас?

Хуже всего было в 91-м. Последние кризисы уже трудно сравнивать, 1998-й для меня сейчас покрыт уже романтическим флером, я хорошо помню, как доллар за три дня вырос с 6 до 26 рублей, и как это было сначала страшно, а потом смешно. Помню, что у меня немножко было рублей, я пошел в магазин, понял, что там уже нечего толком покупать — и на все деньги купил огромную банку красной икры. Три дня мы ее доесть не могли. Все это слишком напоминает один сомнительный анекдот: спрашивают у грузина, при ком ему лучше жилось: при Хрущеве, Брежневе или Горбачеве. Конечно, при Хрущеве — отвечает он. Почему? Потому что потенция была лучше!

Что посоветуете сомневающимся?

В одной старой книжке американский бизнесмен дает советы своему ребенку. Главное — найти дело, которое тебе нравится, а потом понять, как на этом можно зарабатывать.

17 апреля 2009
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация