«Тебе кажется, что ты можешь на что-то опереться, а мир тебя все время опрокидывает» | Театр | Time Out

«Тебе кажется, что ты можешь на что-то опереться, а мир тебя все время опрокидывает»

София Корзова   8 октября 2013
4 мин
«Тебе кажется, что ты можешь на что-то опереться, а мир тебя все время опрокидывает»
Режиссер Семен Александровский рассказал Time Out о постановке пьесы в «Приюте комедианта»

Расскажите про пьесу «Маскарад Маскарад». Это пьеса Михаила Угарова, основанная на «Маскараде» Лермонтова, хотя, на мой взгляд, это не принципиально, так как вместо «Маскарада» мог быть выбран любой другой романтический текст. По сути, это монолог самого драматурга, который через героев и сюжет Лермонтова говорит о сегодняшнем понимании природы взаимоотношений между мужчиной и женщиной, а также о своих отношениях с современным миром. Возможно ли сегодня выстроить хоть что-то стабильное и надежное? Тебе кажется, что ты можешь на что-то опереться, а мир тебя все время опрокидывает. Это такая игра, в которой ты стараешься выиграть, но никак не можешь, так как жизнь – это нечестный игрок, который все время меняет правила. Угаров говорит об очень близких мне вещах. О природе любви, в первую очередь о нашей невозможности любить. И в то же время это постоянный поиск подлинности, потому что без нее невозможно.

На ваш взгляд, Лермонтова невозможно поставить в оригинале, без переложений? Дорога от «Маскарада» Лермонтова до «Маскарада Маскарада» Угарова – это путь практически в двести лет. За это время многое изменилось, изменилось наше сознание. Мне нравится читать «Маскарад» Лермонтова, но я не могу представить его на сцене. Любая адекватная попытка работать с этим текстом – это выстраивать свой с ним диалог. Угаров, как мне кажется, сделал это честно, поэтому в меня этот текст попадает, он говорит со мной на одном языке и он обращается прямо ко мне. Нам есть о чем поговорить, давайте об этом поговорим на примере «Маскарада» Лермонтова, почему бы и нет. Есть сюжетная линия, но этот разговор идет не только ради нее, а ради чего-то другого. «Маскарад» – это наш повод для диалога.

Есть ли у вас идея поставить какой-то классический текст? У меня нет задачи поставить классический текст, а есть интерес к диалогу в театре. Диалогу между сценой и залом. Условность театра меня не устраивает. Якобы персонажи, между ними якобы что-то происходит, ложная постановка ситуации. Все это не работает, по крайней мере со мной. Мне важно, чтобы было прямое обращение. У Михаила Угарова это обращение есть, поэтому я с ним работаю.

То есть героев у вас нет, а есть актеры, которые приходят и говорят от себя? Есть место, где мы все находимся – это театр. Есть конкретные люди – артисты, которые сейчас обращаются к зрителю, рассказывают историю. Есть персонажи, но эти персонажи не играются артистами, а звучит какой-то диалог по поводу этих героев, мы может не играть их, но выстраивать к ним свое отношение. Мы не будем играть «Маскарад», для нас это просто повод поговорить о важных для нас вещах.

Как вы можете охарактеризовать жанр спектакля? Спектакль существует по законам стендапа. Это достаточно старый жанр, он возник в XVIII веке в Великобритании. На сцене создается некая безусловная ситуация: человек на сцене – это тот, кто он есть, и он непосредственно обращается к зрителю. Не все стендаперы сами себе пишут тексты, но это всегда для них разговор на какую-то тему. Часто это философский разговор, который раскрывает нашу природу, фокусируется на каких-то ее аспектах и выявляет их очень остро.

Вы стремитесь быть в театральном авангарде? Мне просто интересно работать с современными текстами. Не может быть такой задачи – быть в авангарде, но важно, чтобы театр был сегодняшним, актуальным. Игра артистов-персонажей на сцене меня оставляет равнодушным. У меня с этим диалога не получается. Современный театр должен пытаться исследовать современную нам реальность, а значит, искать адекватный сегодняшнему дню способ коммуникации.