«Знания моего дилера о каталоге лейбла „Мелодия“ просто феноменальны» | Главное | Time Out
Главное

«Знания моего дилера о каталоге лейбла „Мелодия“ просто феноменальны»

  22 августа 2013
9 мин
«Знания моего дилера о каталоге лейбла „Мелодия“ просто феноменальны»
Норвежский диджей Teddy Rosso рассказал Михаилу Чаку о находке 25000 пластинок африканского фанка и своем русском дилере-эрудите

Фред Лавик он же DJ Teddy Rosso — коллекционер раритетного винила в третьем поколении из города Ставангер в Норвегии. Несколько лет назад в Кении Фред купил у обанкротившегося дилера огромную коллекцию винила, состоящую из более чем 25000 раритеных сорокапяток из Африки. С тех пор он занят чисткой, сортировкой и отслушиванием старых африканских пластинок. Более подробно с его находками можно ознакомиться в его блоге, куда он регулярно выкладывает жемчужины своей коллекции. В свободное время он работает графическим фриланс-дизайнером и занимается своим рекорд-лейблом Jazzaggression. Его увлечение музыкой началось, когда он получил доступ к коллекции пластинок своей матери — невероятной подборки джаза с лейблов Black Jazz, Verve, ECM и CTI. С тех пор Фредерика можно было встретить ранним утром на многочисленных блошиных рынках и распродажах, где он искал раритетные пластинки, которые действительно делали его счастливым. 13 лет он регулярно играет в лучших скандинавских клубах.

Фредрик, играть джазовые пластинки, должно быть, непросто, ведь далеко не все понимают эту музыку, некоторым она кажется слишком сложной или заумной. Ты много лет организовывал джаз-вечеринки в своем городе — как это было? Не стоит забывать, что джаз изначально был танцевальной музыкой, лишь с 1960-х годов он стал сложным и довольно заумным. Тут вопрос лишь в выборе правильных композиций, если трек в нужном темпе и с хорошей аранжировкой, то вообще нет проблем. Вечеринки Jazzpalass в Ставангере были просто замечательными! В начале, как правило, группы играли концерт живьем, затем вступали диджеи и подтягивалось еще больше людей. Мы всегда старались создать правильную атмосферу, транслировали подборку винтажных джаз-видео, нарезки из старых кинофильмов и т.д.

Много лет назад ко мне попал твой микс из блэксплотейшн-саундтреков, который буквально взорвал мой мозг. В то время я сам интересовался подобной музыкой и фильмами. Я слышал, что в записи этого шедевра ты использовал даже VHS-кассеты, расскажи об этом. Да, это был убойный блэксплотейшн-микс с тревожным фанком, который звучит в фильмах, как правило, в момент погони. Все треки убойные, ничего лишнего. Многие из этих пластинок были рекомендованы на сайте blaxploitation и они стали тогда для меня просто открытием, дело было лет 10 — 12 назад. Вообще мы должны благодарить Эдварда Грифитса за проделанную работу над этим сайтом, он всегда был в поисках нового саунда. В моем миксе действительно есть вставки с видеокассет, диалоги взяты из блэксплотейшн-фильма с Фредом Вильямсоном (No Way Back,1976). Приходилось перематывать видеокассету туда-сюда, ставить на паузу и врубать в реальном времени в процессе записи через микшерский пульт. Переслушивая сейчас этот микс, я действительно доволен им.

Ты все еще покупаешь саундтреки? Я знаю, что раньше ты увлекался болливуд-фанком и даже выпустил пластинку с двумя треками. Что скажешь по этому поводу?  Время от времени я покупаю саундтреки, но все больше джазовые. Тогда, в 2003 году, я с приятелем Ларсом задумал выпустить бутлег с экзотическими треками, одним из которых был болливуд-фанк, а второй трек был вообще турецкий. Для нас это был первый опыт по созданию лейбла и выпуску пластинки. Позже мы вновь скооперировались ради выпуска новых релизов на наших собственных лейблах: Plastic Strip и Jazzaggression.

Расскажи о твоем русском дилере, который снабжает тебя пластинками, я слышал, что долгое время ты менял ему свой болливуд на советский джаз. Да, есть такой диггер в Москве, который на шаг впереди всех. Десять лет назад мы менялись пластинками, я отправлял ему болливуд, потом он поехал в Индию и смел там все. Сейчас он интересуется афро-музыкой и умудряется отыскивать все нужное до того, как это станет известным. Сейчас он, кажется, на пути в Найроби (Кения). Его знания каталога лейбла «Мелодия» просто феноменальны, он познакомил меня с пластинками, о существовании которых я ничего прежде не слышал.

Как ты сам стал интересоваться афро-музыкой, если твои пристрастия всегда были на стороне джаза? Расскажи о своих находках в Африке и на блошиных рынках в Европе. На свое 30-летие мне удалось найти альбом Ifang Bondi в Гамбии, случай свел меня с музыкантом, который принимал участие в записи этой пластинки. Из находок в Европе главный алмаз — Ян Гарбарек, Til Vigdis, который я купил по цене чипсов, обычно он продается за трехзначные суммы. Мой музыкальный вкус всегда был эклектичным. Когда судьба подбросила мне подарок в виде нескольких тысяч кенийский пластинок, то я не мог обойти их стороной. Так мне в руки попалась музыка, которую я прежде не слышал и не знал о ее существовании. Знаешь, в Конго они тоже называют это Jazz Bands, правда саунд, конечно, своеобразный, но люди исправно двигают задницами и под это.

Да, что это за удивительная история про африканские пластинки? Моя авантюра с африканским винилом началась в 2007 году, когда я нашел заброшенный склад пыльных пластинок в доме одной женщины за пределами Момбасы (второй по величине город Кении). Там было примерно 25000 синглов, сложенных друг на друга в огромную пирамиду размером девять кубических метров. Можете представить себе, что меня ожидало, когда пришлось разгребать эту кучу пластинок вручную в поисках знакомых лейблов или имен. Игла на моем проигрывателе с трудом справлялась с жутко грязным винилом. Проблема была в том, что на следующий день я должен был быть в столице Кении Найроби — улететь обратно в Норвегию. Я предполагал, какие сложности с логистикой может вызвать приобретение этого наследства. Перенесемся в декабрь 2010 года, когда за внушительную сумму денег я купил весь этот запас пластинок и отправил его из Момбасы, Кения, в Ставангер, что на западном побережье Норвегии. Морем это заняло 4 месяца. В понедельник утром, в апреле 2011 года, груз прибыл, я был не на шутку взволнован, как все эти пластинки перенесли столь долгое путешествие, был ли груз надежно запакован, все ли цело. Прошло еще долгих два года, на протяжении которых мне пришлось каждый день мыть и сортировать все эти пластинки. Я начал играть их в Норвегии и Финляндии, запустил свой блог и стал выкладывать свои еженедельные открытия. Недавно вышла новая компиляция на лейбле Soundway Records, в которую вошли мои пластинки из этой партии. Похоже, что теперь мир готов услышать записи 1970-х и 1980-х из Кении.

Афро-музыка, на мой взгляд, настолько же специфична, как и самый безумный джаз, только вдобавок ко всему она еще и на непонятном языке. Что ты думаешь об этом? Музыка из Африки очень разнообразна, в ней есть множество стилей, каждый из которых был представлен в определенном регионе этой страны. Кстати, многие пластинки из Кении и Нигерии записаны на английском языке. Многое из африканской музыки гораздо глубже, чем традиционный афробит от Фелы Кути. Я бы не назвал ее такой уж специфичной, кроме континента на котором она была записана.

Расскажи о своем блоге, который посвящен афро-музыке. Что нового ты приготовил своим подписчикам? В блоге Afro7 моих читателей ждет раздел лучших сорокапяток для ознакомления и прослушивания. Онлайн-магазин также стартует со всеми обновлениями совсем скоро. Есть галерея лейблов — это графика ручной работы, которая использовалась на пластинках в Кении в 1970-х и 1980-х годах. Сейчас мы работаем над выездной саундсистемой Afro7, которая будет представлена в начале 2014 года.

Для меня было большой честью играть в Таллине на презентации пластинки Яна Кумана, которая вышла на твоем лейбле. Расскажи подробнее об этом релизе и лейбле Jazzaggression. Это была идея моего друга Мартина, который знает лично Яна Кумана. Мартин курировал этот проект, и все получилось просто замечательно. Для нас чрезвычайно важно не дать людям забыть тот пласт старой джазовой музыки, который исчез с радаров еще в 1980-х. Мы планируем выпустить на виниле еще больше эстонского джаза в 2014 году. Не переиздать эти записи Яна Кумана было просто глупо, ведь мастер-пленки хранились в архиве Эстонского радио, и качество записи на них было в разы выше, чем на этих дерьмовых оригинальных старых EP на Мелодии. Ян Куман был на вершине славы в 1970-е годы, никто не мог его переплюнуть, с таким стилем игры сложно представить, кто бы вообще смог. Выпуск этого релиза вновь взбудоражил общественность за рубежом и снова привлек внимание к его музыке.

Независимые лейблы сегодня практически не зарабатывают денег на выпуске винила. Ради чего вы это делаете? Все верно, но мне нравится это делать, для меня это хобби, хоть мы и не зарабатываем на этом много денег, — я люблю музыку и люблю винил.

Что ты собираешься играть в Санкт-Петербурге в этот раз, ведь это уже твой третий приезд к нам? Собираюсь играть свои новые находки и с нетерпением жду этого, первый раз я был в 2008 году, и было здорово.

Назови свой нынешний top-10 (45s):

01. Lightmen – Blues for Curtis (Judnell) US Jazz
02. Kamaru Celina Band – Mukurara Nake (Kenya United Sounds) Kenya Funk 
03. Lulus Band – I Can Feel It (Danny) Kenya funk
04. Mighty Shadow – Evolution (Kalinda) Island funk
05. Wild Fire – The Dealer (Wirl) Island Funk 
06. Elsworth James – Calypso Music (JFD) Island Soul
07. Mulatu Astatke – Emnete (Philips) Ethio-Jazz Funk 
08. Mombasa Vikings – Mama Matotoya (Beach Rhythms) Kenya Funk 
09. Orch Conga International – Sambela Nzambe (Ed. Nana) Furious Congo Jazz
10. L’Och. Central International – Jane Jaber (Kungu Chamo Piny) Kenya Benga

————————————————————————————————————

Интервью: DjChak для Pipeline Promotion
special thanks: Zoe Zo
Fun City Shingaling, St.Petersburg 2013
www.vk.com/shingaling
(с) Pipeline Promotio