Десять причин моей ненависти | Главное | Time Out
Главное

Десять причин моей ненависти

Михаил Рудин   16 января 2013
4 мин
Десять причин моей ненависти
Артем Суслов по телефону серьезен и деловит. Я позвонил, чтобы узнать подробности про трансляцию лекции Пиотровского из Эрарты и предложить помощь. Ни про здоровье, ни про успехи следствия спросить не успел, да и звучало бы это очередным журналистским допросом, которых Суслову и так хватает. Несколько дней назад организатора показа спектакля Леонида Мозгового «Лолита» в «Эрарте» Артема Суслова вызвали в Купчино якобы на интервью, где встретили кулаками, а процесс избиения снимали на камеру, попутно требуя у Артема признаний в педофилии.

Я не любил «Лолиту» когда это еще было не модно и придерживаюсь субъективно-оценочного суждения, что Владимир Набоков — сверхпродуктивный графоман, а «Лолита» — одно из самых переоцененных литературных произведений прошлого века, почти как «Над пропастью во ржи» (хотя в числе моих любимых книг — «Защита Лужина», потому что даже графоманы иногда попадают в цель). Но мне бы никогда в жизни не пришло в голову закидывать кирпичами музей Набокова. Однако на Новый год Дедушка Мороз подарил нам всем еще одну причину для классовой вражды. В России существуют (глупо отрицать) серьезные конфликты на национальной почве, политических взглядов, из-за очевидного социального неравенства, с прошлого года процветают гомофобия и религиозная нетерпимость. Сезон осень-зима 2012 дал нам ненависть на почве культурной розни.

Статья 29 Конституции РФ запрещает пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду. Гомофобский закон и церковные дрязги прошлого года возбуждают не что иное, как ненависть. Весь ужас существования депутата М. не в том, что боцман дурак и шутки у него дурацкие, а в том, что его действия противоречат этой самой 29й статье, которая не с потолка взялась. Потому что ненависть «казаков» (в кавычках, поскольку официальное казачество от этой ОПГ открещивается) к братьям Чепменам и к творчеству Набокова — закономерный результат пропаганды здорового, православного и расово верного образа жизни.




С другой стороны, те же Чепмены, провокаторы и хулиганы, добивались своей работой именно такого всплеска негатива — то есть «казаки» оказались частью экспозиции, аттракционом 3D с эффектом присутствия. С Набоковым «казаки» перегибают палку — хотя как знать, может быть, это самостоятельный художественный перфоманс; ну, не рассчитывают же эти люди всерьез, что все экземпляры «Лолиты» сожгут на Дворцовой и сравняют с землей могилу нечестивца. Чтобы сжечь такие тиражи, которыми издается Набоков, даже в России не хватит горючего, а к могиле Владимира Владимировича в Клэренсе, вблизи Монтрё, в Швейцарии «казаков» не подпустят на пушечный выстрел.

В этаком философском свете «Казаки Санкт-Петербурга» смотрятся не так зловеще. Если плохие поступки можно объяснить логически и подвести теоретическую базу, они уже не настолько страшны — так действует человеческий мозг, потому что тупо страшно: вчера разбили камнем стекло в музее, сегодня избили причастного к постановке, завтра коктейль Молотова прилетит в редакцию издания, написавшего на спектакль рецензию. А так — арт-проект, современное искусство, все в рамках концепции. Дальше грешным делом подумается — может, Толоконникова села в тюрьму, оставив на свободе маленькую дочь, чтобы попиарить Pussy Riot и получить премию Кандинского. А протесты против «закона подлецов» — провокация Госдепа. И Суслова, на самом деле никто не бил, а он сам упал пьяный с лестницы и выдумал историю, чтобы подороже продать спектакль. Извращенная логика, над которой ты недавно смеялся, вдруг становится понятной, обоснованной, разумной.. и тут уж лучше перестать думать совсем, потому что зомбо-ящик — ничто по сравнению с тем, что способен вытворить твой собственный разум, чтобы убедить тебя в том, что все не так плохо.

В серии «Южного парка», из которой взята иллюстрация для этого текста, Шеф взбунтовался против флага города, на котором белые американцы вешают черного американца. Ученикам средней школы поручено решить, нужно ли менять флаг, в ходе диспута: одни говорят, что историю надо менять, другие — что убийство это плохо, но это часть мировой истории и вообще, не надо париться из-за дурацкой символики. Мораль в том, что главные герои даже не обратили внимания на цвета на флаге и, соответственно, не придали значения расистскому контексту. Таким образом, пока люди не разучатся различать цвета, будут жертвы — и хорошо еще, если жертвы отделаются легким сотрясением мозга и парой синяков, как Артем Суслов. Увы, цветов, стараниями законотворцев, становится все больше.

P.S. Мартину Лютеру Кингу сегодня исполнилось бы 74 года.

Артем Суслов по телефону серьезен и деловит. Я позвонил, чтобы узнать подробности про трансляцию лекции Пиотровского из Эрарты и предложить помощь. Ни про здоровье, ни про успехи следствия спросить не успел, да и звучало бы это очередным журналистским допросом, которых Суслову и так хватает. Несколько дней назад организатора показа спектакля Леонида Мозгового «Лолита» в «Эрарте» Артема Суслова вызвали в Купчино якобы на интервью, где встретили кулаками, а процесс избиения снимали на камеру, попутно требуя у Артема признаний в педофилии.

Я не любил «Лолиту» когда это еще было не модно и придерживаюсь субъективно-оценочного суждения, что Владимир Набоков — сверхпродуктивный графоман, а «Лолита» — одно из самых переоцененных литературных произведений прошлого века, почти как «Над пропастью во ржи» (хотя в числе моих любимых книг — «Защита Лужина», потому что даже графоманы иногда попадают в цель). Но мне бы никогда в жизни не пришло в голову закидывать кирпичами музей Набокова. Однако на Новый год Дедушка Мороз подарил нам всем еще одну причину для классовой вражды. В России существуют (глупо отрицать) серьезные конфликты на национальной почве, политических взглядов, из-за очевидного социального неравенства, с прошлого года процветают гомофобия и религиозная нетерпимость. Сезон осень-зима 2012 дал нам ненависть на почве культурной розни.

Статья 29 Конституции РФ запрещает пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду. Гомофобский закон и церковные дрязги прошлого года возбуждают не что иное, как ненависть. Весь ужас существования депутата М. не в том, что боцман дурак и шутки у него дурацкие, а в том, что его действия противоречат этой самой 29й статье, которая не с потолка взялась. Потому что ненависть «казаков» (в кавычках, поскольку официальное казачество от этой ОПГ открещивается) к братьям Чепменам и к творчеству Набокова — закономерный результат пропаганды здорового, православного и расово верного образа жизни.

С другой стороны, те же Чепмены, провокаторы и хулиганы, добивались своей работой именно такого всплеска негатива — то есть «казаки» оказались частью экспозиции, аттракционом 3D с эффектом присутствия. С Набоковым «казаки» перегибают палку — хотя как знать, может быть, это самостоятельный художественный перфоманс; ну, не рассчитывают же эти люди всерьез, что все экземпляры «Лолиты» сожгут на Дворцовой и сравняют с землей могилу нечестивца. Чтобы сжечь такие тиражи, которыми издается Набоков, даже в России не хватит горючего, а к могиле Владимира Владимировича в Клэренсе, вблизи Монтрё, в Швейцарии «казаков» не подпустят на пушечный выстрел.

В этаком философском свете «Казаки Санкт-Петербурга» смотрятся не так зловеще. Если плохие поступки можно объяснить логически и подвести теоретическую базу, они уже не настолько страшны — так действует человеческий мозг, потому что тупо страшно: вчера разбили камнем стекло в музее, сегодня избили причастного к постановке, завтра коктейль Молотова прилетит в редакцию издания, написавшего на спектакль рецензию. А так — арт-проект, современное искусство, все в рамках концепции. Дальше грешным делом подумается — может, Толоконникова села в тюрьму, оставив на свободе маленькую дочь, чтобы попиарить Pussy Riot и получить премию Кандинского. А протесты против «закона подлецов» — провокация Госдепа. И Суслова, на самом деле никто не бил, а он сам упал пьяный с лестницы и выдумал историю, чтобы подороже продать спектакль. Извращенная логика, над которой ты недавно смеялся, вдруг становится понятной, обоснованной, разумной.. и тут уж лучше перестать думать совсем, потому что зомбо-ящик — ничто по сравнению с тем, что способен вытворить твой собственный разум, чтобы убедить тебя в том, что все не так плохо.

В серии «Южного парка», из которой взята иллюстрация для этого текста, Шеф взбунтовался против флага города, на котором белые американцы вешают черного американца. Ученикам средней школы поручено решить, нужно ли менять флаг, в ходе диспута: одни говорят, что историю надо менять, другие — что убийство это плохо, но это часть мировой истории и вообще, не надо париться из-за дурацкой символики. Мораль в том, что главные герои даже не обратили внимания на цвета на флаге и, соответственно, не придали значения расистскому контексту. Таким образом, пока люди не разучатся различать цвета, будут жертвы — и хорошо еще, если жертвы отделаются легким сотрясением мозга и парой синяков, как Артем Суслов. Увы, цветов, стараниями законотворцев, становится все больше.

P.S. Мартину Лютеру Кингу сегодня исполнилось бы 74 года.