Первое сентября: тень знаний
«При нынешней системе получение образования лишено самого главного — смысла»
В первых числах сентября принято говорить об образовании. Что ж, давайте я тоже скажу о нем пару слов.

Несколько лет назад я был свидетелем того, как на петербургском телевидении запускали очередное интеллектуальное шоу. Задумка состояла в том, что обычные люди с улицы станут отвечать на вопросы из школьной программы и за правильные ответы получат всякие приятненькие призы. Однако уже после съемок пилотного выпуска стало ясно: проект повисает на волоске. Потому что, как оказалось, ни один человек с улицы знаниями в объеме школьной программы просто-напросто не владеет. То есть вообще ни один. Десять лет отсидев за партой и усвоив вроде бы все, что положено усвоить, едва выйдя за школьный порог, люди просто выкинули всю эту бесполезную информацию из головы.

И кто скажет, что они не правы? По идее образование должно помогать каждому из нас занять в жизни более достойное место. Проблема в том, что знания, которые мы приобретаем в школе, не имеют к той жизни, которую потом начинаем вести, никакого отношения. Кому из нас хоть раз пригодилась информация о восстании Ивана Болотникова? Или о том, что такое «гипотенуза»? А ведь на усвоение всей этой лабуды были затрачены недели и месяцы нашего детства. Зато, с другой стороны, ни в одной школьной программе не предусмотрено изучение того, как мне не совершать во взрослой жизни всех тех ошибок, которые я, разумеется, совершил, или хотя бы как на самом деле устроена страна, в которой будущему школьнику предстоит жить.

Считается, что школа – это единственное место, где дети могут получать знания. Вот только в эпоху поголовного интернета в этом можно усомниться. Пробы ради я недавно с помощью простенькой программки выучил португальский язык. И уже через три месяца читал на нем роман Жоржи Амаду. Для справки: на вроде бы выученном в школе французском я не говорю до сих пор. Понятно, зачем многоступенчатая образовательная пирамида нужна была двести, сто и даже двадцать лет тому назад. Тогда единственным местом, где ты мог получить информацию, действительно была институтская аудитория. Но сегодня-то зачем мне тащиться в пахнущий пылью вуз, если одним кликом мышки я могу на дом получить все, что нужно хоть по ракетостроению, хоть по археологии амазонских джунглей? Причем объяснять проблему мне станут ведущие специалисты планеты.

Но главное даже не это, а то, что при нынешней системе получение образования лишено самого главного – смысла. Потому что зачем вообще людям так долго и (временами) так мучительно грызть гранит наук? Ответ во все времена был один: чтобы потом жить лучше тех, кто сломал-таки об этот гранит свои зубы. И в дореволюционные, и в советские времена человек с высшим образованием зарабатывал в несколько раз больше, чем неквалифицированный работник. Вот только сегодня это уже не так. Оглянитесь и вы увидите, как не умеющий читать владелец овощного ларька зарабатывает в разы больше дипломированного филолога или историка.

В общем, что уж тут размусоливать долго? Каждый раз накануне Первого сентября мой сын хнычет, упирается и говорит, что не любит ходить в школу. И каждый раз я отвечаю ему на это одно и то же:
– Знаешь, сынок, в твоем возрасте я и сам очень не любил туда ходить.

Илья Стогов