«Не прославься Паттинсон в „Сумерках“, я не взял бы его на роль.» | Кино | Time Out

«Не прославься Паттинсон в „Сумерках“, я не взял бы его на роль.»

  13 июля 2012
5 мин
«Не прославься Паттинсон в „Сумерках“, я не взял бы его на роль.»
Том Хаддлстон (Time Out London) поговорил с режиссером ’’Космополиса’’ Дэвидом Кроненбергом о значении диалогов и фанатках ’’Сумерек’’.

Вы не снимали по собственным сценариям больше десяти лет. Почему решили адаптировать именно эту книгу? Просто интуиция. Мне нужно было написать сценарий, чтобы понять выйдет ли из этой книги кино. Я тогда даже не задумывался, что еще никто не смог снять фильм по ДеЛилло. На многие его книги проданы права, но так ничего и не выходило. И мне приятно быть первым, кто спустит диалоги Дона на экран. Сам стиль его диалогов и стал основой для всего, включая визуальный ряд.

Вы как сценарист, похоже, комфортно себя чувствуете в разных жанрах – от романтической мелодрамы в «Мухе» и черной комедии «Автокатастрофы» до странной театральности нового фильма. Ну, «Космополис» тоже на самом деле смешное кино – хотя это и очень странный, черный юмор. И именно диалогам – хотя от фильма к фильму они и сильно различаются – я всегда уделяю особое внимание. Даже в моих ранних фильмах, вроде «Судорог», они довольно эксцентричны. Это уже не обычные диалоги в низкобюджетном хорроре. У меня они всегда довольно специфические – и мне это нравится. Для меня диалог это и есть кино.

Вас не огорчает, что критики обвиняют ваши последние фильмы в болтливости? Будто бы ваши прежние работы такими не были. Да, это неизбежно немного озадачивает. Кажется, что они не были внимательны. Простому кинозрителю это прощается, ему можно быть беззаботным. Когда платишь за билет, можешь уделять фильму столько внимания, сколько хочешь. Но для журналиста, пишущего о кино, не очень профессионально бросать такие обвинения.

Многие сказали бы, что сегодняшний Дэвид Кроненберг ничем не напоминает режиссера «Судорог» и «Мухи». Вы сами чувствуете себя тем же режиссером? Я чувствую себя тем же режиссером, хотя и понимаю, что повзрослел и стал более уверенным в том, что делаю. Дело в том, что я не вижу необходимости повторяться. Не в том смысле, что мне неинтересно работать в жанровом кино. Напротив, предложи мне кто-нибудь интересный хоррор, я без раздумий соглашусь. Но все, что мне предлагают, так напоминает мои прежние фильмы, что это были бы ремейки. На самом деле, мне часто предлагают снять ремейк какой-нибудь из моих старых работ. Но этого не случится. Я не уходил из жанрового кино, мне просто будет очень скучно.


Справедливо ли утверждать, что в «Космополисе» настроение и интонация важнее, чем логика сюжета или нарратив? 
Я рад это слышать! Да, те, кто привык к голливудским фильмам, где все объясняется, могут быть разочарованы. Например, за некоторыми монологами персонажа Саманты Мортон попросту никто не сможет уследить. По крайней мере, не с первого просмотра. Это как в фантастических фильмах. Когда межгалактический пилот объясняет, как работает космолет, тебе не нужно знать, о чем он говорит, а нужно просто поверить, что он знает, о чем говорит. Эрик Пэкер понимает, о чем идет речь, когда его Шеф по теории объясняет ему будущее капитализма. Это понимание его заводит, вот и все, что нужно знать.

Что вы думаете об Эрике Пэкере? Вообще, важно ли любить своего центрального персонажа? Думаю, важно испытывать эмпатию — даже необязательно симпатию к нему. Тебе нужно понимать его, естественно, но при этом любить его не то, чтобы необходимо. Ты должен быть достаточно им заворожен, чтобы следить за героем целый фильм. Вот почему нужен был такой харизматичный актер, как Роб, в чье лицо просто интересно вглядываться.

То, что Паттинсон — звезда, имеет для вас какое-то значение? Или важно только, что он подходит для этой роли? Да, только это. Как и с Вигго Мортенсеном в «Пороке на экспорт», его звездный статус важен только для финансирования фильма. Не прославься Роб в «Сумерках», я бы не смог взять его на роль — мне бы тогда просто не дали денег. Но в творческом смысле это ничего не значит. Когда вы на площадке, парни, то предоставлены сами себе. Больше никого нет. Так, будто он никогда нигде не снимался — и я никогда ничего не снимал.

Что вы думаете о том, что «Космополис» может существенно расширить кругозор фанаток «Сумерек»? Мне это нравится. Многие фанатки Паттинсона создали фан-сайты «Космополиса», и некоторые из них очень старательны и красивы. Они читают книгу и говорят о ней. Эти девчонки знают, что это не «Сумерки» — и все равно заинтересованы. У нас и во время съемок в три часа утра стайки девиц торчали на улице. Они сделали такую футболку — с надписью «Нэнси Бабич» и пистолетом на ней (отсылка к одной из сцен в книге ДеЛилло — прим. TimeOut). Я с удовольствием ее носил! Конечно, найдутся такие фанаты Роба, которые ничего не знают о книгах ДеЛилло или о моих фильмах, но увидят «Космополис». Для меня это вишенка на торте.