«Восточноевропейские вибрации приходятся мне по душе»
Режиссер «Учителя на замену» рассказал Time Out о дзене и искусстве ухода от ответа
Чем вас привлек сценарий «Учителя»? Меня восхитил сам язык текста Карла Лунда, его поэзия, озвучивающий ее голос Эдриана Броуди. Все, что мне нужно было сделать – позволить этой поэзии зазвучать. Дать людской природе взять свое, понимаете? Я поначалу пытался снять кино о человеке как таковом, его отражениях в окружающих, его натуре. Но в итоге просто делал что мог. Я не самый могучий из режиссеров, надо мной нависали продюсеры, Америка, все на свете.

Ну, вы явно не стремились рассказать связную историю. У меня нет никаких устремлений, если честно. Я ничего не делаю намеренно. Даже когда пишу картины. Я бы, может, и стремился писать, как Да Винчи – но только не получается. Так что я всего лишь прислушиваюсь к тексту, к воздуху, к природе. Так, например, я в какой-то момент стал подчеркивать в кадре красный цвет, цвет опасности. Красное кресло директрисы. Красный цвет дужек ее очков. Красная стена, на фоне которой Генри встречает Эрику. Дал бы мне кто-нибудь миллиарды, я бы, может, и снял бы те фильмы, что разворачиваются у меня в голове. А пока делаю что могу и благодарю бога за возможность в принципе заниматься своим делом.

Что бы вам дал большой бюджет? Возможность выразить себя через образы. Углы камеры. Линзы. Слова, слова, слова – раскиданные по снам, по мечтам и кошмарам. Чувство присутствия. Да все что угодно. Strawberry fields forever (смеется). Так что надо, чтобы «Учитель» стал большим хитом – больше, чем «Джон Картер». Больше, чем «Диктатор». Тогда я съезжу в Россию – у меня ведь русские корни, восточноевропейские вибрации приходятся мне по душе. Конструктивисты, Тарковский, Эйзенштейн, Элиа Казан (смеется). Эх, будь сейчас 1950-й, я бы уже сидел за такие слова.

В Америке фильм не очень-то хорошо прошел. Америка, похоже, совсем утратила связь с реальностью. Они думают, будто это нападка на систему образования.

Скорее уж, нападка на идею человеческого счастья вообще – в том виде, в котором его принято представлять.Прекрасно понимаю, о чем вы – я столько лет отработал в рекламной индустрии. Какое только счастье не продавал. Это легко могла бы быть и не школа – а, например, заправка или автобусная остановка. Дело не в декорациях. 
Почему после «Американской истории Х» у вас не было больших проектов? Потому что во время съемок «Американской истории Х» я был самовлюбленным мудаком. Я хотел, чтобы все крутилось вокруг меня, чтобы все было придумано мной. Слава богу, жизнь преподала мне урок. И в «Учителе на замену» звучит много голосов.

Есть ли среди них ваш? Да, наверняка, вот только где? Мнето как раз обо всем этом нечего сказать. Но ведь и Сезанну было нечего сказать о яблоках или лимонах. Он просто рисовал их так, как умел.

Персоны

Загружается, подождите ...
Загружается, подождите ...

Спецпроекты