Интервью: Сергей Щербаков | Арт | Time Out

Интервью: Сергей Щербаков

Дарья Агапова   18 апреля 2008
3 мин
Интервью: Сергей Щербаков
Сергей Щербаков предъявляет результаты загадочного проекта.

Сергей Щербаков предъявляет результаты загадочного проекта. Художник рассказал, зачем он снимал постановочные портреты 20 женщин и увеличивал контактные отпечатки с негативов, сохраняя все эффекты прямой печати.

Почему только женщины?

Надо же было как-то себя ограничивать.

Похожи на фаюмские портреты.

На что?

Древние египтяне рисовали восковыми красками портреты для крышек саркофагов — очень натуралистичные.

А-а, да, понял. Это важно. Сейчас объясню. Идея такая: это съемка чего-то, что проецируется сквозь людей. Смотришь иногда, а там какая-то эпоха, не пойми какая — то Возрождение, то Древний Египет. Проецируется разное. Иногда в этих портретах можно четко увидеть нечто, что живет в людях. Сущности какие-то, проекции. Иногда кажется, что самого человека за ними почти не остается. Я сам не знаю, правильно ли их вообще вывешивать. Это большой вопрос.

Жутковато звучит.

Это то, с чем мы живем и постоянно сталкиваемся.

То есть так и было задумано?

В этот проект специально запущено множество случайностей. Многое зависит не от меня и делается само собой. В частности, съемка на старую пленку. Она сама создает всякие эффекты.

Просто потому, что у нее срок годности кончился?

У нее срок годности кончился еще до того, как я родился. С этой пленкой всегда игра. Никогда не знаешь, будет ли вообще что-нибудь. Но я люблю так играть. Один раз я сделал кадр, проявил, а там вообще ничего, портрета нет.

Это похоже на истории про антропологов, которые снимают аборигенов, несмотря на запрет снимать, и на пленке ничего не остается.

Возможно, это из той же оперы. Девушка была непростая. На самом деле все люди очень интересные. Вот эта, например, девушка с афиши более-менее позитивная.

Ну да. Выглядит так: хорошая была женщина, но давно померла.

Не исключено.Даже очень может быть.

Одежду им ты подбирал?

Нет. Они сами выбирали, в чем сниматься. Одна девушка даже в папахе пришла. Почему нет? Это все вписывается в концепцию. Все снимались у стены на одном и том же стуле. Условие было для всех одинаковое: я просил расслабиться и обратить внимание на свою макушку.

Форма медитации?

Это у кого как получится. Форма погружения в себя.

А почему выставка называется «Контакты»?

С одной стороны, это чисто изобразительный прием. Изначально это просто контактные отпечатки с негатива. Все эти работы в своей основе — такие «контакты» с краями неровными и прочими «дефектами». Хотя фото и увеличены, ничего не изменилось, кроме размера. Сами исходники просто не показать в большом зале. Для меня очень важно сочетание самого изображения и того, что рядом. Если убрать весь этот «шум», мы потеряем большую часть смысла. Потому что — с другой стороны — это контакты с тем, что у человека внутри