Петербург
Москва
Петербург
Репортаж: Массовка

Репортаж: Массовка

Несмотря на то что телевидение медленно, но верно проигрывает холодную войну интернету, людей, желающих попасть на голубые экраны, не становится меньше. Для тех, у кого очевидных талантов в наличии не имеется, а в кадре побывать хочется, милостивая телеиндустрия оставила несколько лазеек, черных ходов на пути к славе — сомнительных, возможно, тупиковых, но тем не менее востребованных.
Засветиться на экране можно, оказавшись среди публики ток-шоу – и перекричав остальных. Есть хорошие шансы показать себя, поработав третьим статистом слева в массовке кино и сериалов, которые снимаются в Петербурге каждый божий день. Наконец, увидев на улице съемку сюжета, можно попасть в кадр случайным – или неслучайным – прохожим.

Немолодой полный мужчина с залысинами в безразмерном свитере больше года терроризировал лондонские службы новостей. Пол Ярроу, сорокатрехлетний лондонец, успел поприсутствовать в сотне новостных репортажей и телепередач, будь то чрезвычайные происшествия или передача о коллекционерах. Его фигура мелькает то за спиной интервьюера в открытой студии BBC News, то на фоне пожара в западном Лондоне. До сих пор загадка, почему newsrunner, как его окрестили в интернете, оказывался на месте происшествий. Версии о том, что сигналы ему подавал кто-то из съемочной группы, не очень похожи на правду, разве что у Ярроу была шпионская сеть: BBC, ITV, Channel 4, Sky news – его лицо «засветилось» на всех каналах. Ролики с его участием подписывали mysterious man, «таинственный человек», до тех пор пока сайт www.fidgetwith.com не поставил ребром вопрос: «Кто этот парень?» Лондонцы бросились искать героя на улицах города и в июле прошлого года предъявили миру его страницу на Facebook, а следом и его самого. Ярроу заявил, что на сюжеты у него нюх, а занимается он этим ради того, чтобы разрушить стереотипы и впустить в телевизоры нормальных людей вместо культивированной искусственной красоты и молодости. Изданию Daily Mail он заявил: «Я верю в принцип «будь тем, кто ты есть». А я и есть просто случайный прохожий на улице. Я не делаю это ради смеха – я вообще серьезный человек и хочу, чтобы ко мне относились серьезно. Но мне все равно приятно, что моя серьезная мина заставляет людей смеяться».

НЕСЛУЧАЙНЫЕ ПРОХОЖИЕ

Харизматичный дедушка мяукает, гавкает и всеми силами пытается внести немного веселого абсурда в некое, явно очень серьезное интервью.


Незадачливый репортер выслушивает монолог о временах и нравах пожилого экспрессивного мужчины. Один из лучших комментариев на Youtube: «Вот это настоящий американец!»


Максим Голополосов показывает публике ролики разной степени свежести и жизнерадостно их обсуждает в самодельной передаче «+100500». Снято около 40 серий, у самой популярной – 6 миллионов просмотров.

По углам вестибюля телецентра расставлены широкие диваны, на одном из них расположилась массовка социального ток-шоу «Отражение», десяток человек, жмущихся к Марине Евгеньевне, главной по массовке. Беседа с массовкой не вяжется: вопрос о деньгах их смущает, вопрос о целях прихода на шоу, кажется, ставит в тупик. Женщина в розовом платье вжимается в диван и нервно заявляет, что комментариев давать не будет. Высокая блондинка без обиняков поясняет свой приход желанием показаться в телевизоре – все шоу она просидит на престижном месте под прицелами телекамер, не изменившись лицом и не поменяв позы. Без десяти четыре массовка марширует к проходной, а мы встречаем девушку Олю, которая подбирает в «Отражение» гостей-экспертов. На вопрос о значении массовки она, пожимая плечами, отвечает: сидеть и хлопать. В студии массовка отрабатывает гонорары: люди делают серьезные лица, многозначительно качают головами и как бы в сторону комментируют происходящее – явно в надежде, что ведущая это заметит и даст микрофон. Микрофон оказывается в руках Марины Борисовны, которая выдает несколько глубокомысленных реплик, ее соседка делится историей о загубленной мечте, а экспрессивно одетая девушка рассказывает о том, что она певица и актриса. Им, похоже, просто хочется выговориться – неважно, на какую тему ведется дискуссия. Иногда это напоминает общество анонимных зависимых: «Здравствуйте, я Маша, я работаю в массовке, а хотела стать балериной» – и все хлопают. Хлопают тут, кстати, синхронно, повинуясь рефлексам, – никаких табличек «Аплодисменты» в студии нет.

По окончании записи в вестибюле собирается компания для шоу с более острой социальной темой – тут люди посерьезней, повзрослей и поактивней, массовка в тяжелой весовой категории. Мужчина по фамилии Горкин цитирует строки Игоря Губермана о властях и общественности, а затем заявляет, что, участвуя в шоу, спас от сноса несколько детских площадок. Его сосед говорит, что ходит на шоу вместе с женой не первый год; по его мнению, массовка – настоящее лицо города, представители Петербурга, к которым прислушиваются власти. Лица города немолоды, агрессивны и хвастают собственной значимостью.
МАРИНА ЕВГЕНЬЕВНА, БРИГАДИР МАССОВКИ
«Я уже лет 15 собираю массовку. И на другие передачи, и на «Ленфильме» работала – у меня целая база людей, с собой переношу с места на место. Я их чередую, выбираю – выбираю по темам обсуждений. Посторонний человек не сможет сюда попасть, я не могу взять людей с улицы, я же за них отвечаю. Они приходят сюда пообщаться, поговорить на тему, хотят, чтобы их услышали. Есть и те, кто хочет мелькнуть в телевизоре. Это большая часть их жизни, любимое хобби, они так отдыхают, вместо того чтобы дома сидеть. Ну, и гордятся своим положением,конечно. Все друг друга знают, общаются и вне съемок. Причем у каждого есть работа. Тот же Горкин серьезный пост занимает и успевает в кино сниматься».


МАРИНА БОРИСОВНА
«Я давно участвую в телепередачах, была и на «Пятом», и на СТО – просто люблю дискутировать, обсуждать. Темы бывают интересные. Как говорится, поэтом можешь ты не быть – хотя я и поэт тоже, – но гражданином быть обязан. Ты должен высказывать свою гражданскую позицию, и это может где-то помочь. Вот, например, как доказательство того, что это работает: мою реплику из одной передачи перефразировали в своей статье журналисты «Комсомольской правды».


На съемочной площадке сериала «Литейный» производства «Триикс Медиа» атмосфера спокойней, чем на ток-шоу: люди пришли не бороться за права и свободы, а просто мелькнуть в кадре и посмотреть на звезд экрана вблизи. Несколько человек, томящихся на веранде ресторана в ожидании своего выхода, заметно оживляются при нашем появлении – инициативу перехватывает разговорчивый молодой человек Антон – кажется, самый опытный среди собравшихся. Перебивая своих коллег, он торопливо рассказывает об участии в съемках «Распутина» и плотном телосложении Депардье, о тонкостях местного шоу-бизнеса: «Мы маленькие люди, но исполняем свои роли, и в какой-то мере они тоже главные». Фотографируя актера Алексея Нилова на память, замечает: «Мы с вами уже снимались». Я спрашиваю Алексея, помнит ли он Антона. Тот вежливо отвечает, что припоминает. Когда все по очереди принимаются фотографироваться на фоне Нилова, это вовсе начинает напоминать экскурсию. Нас атакуют вопросами о том, когда выйдет номер, и мы сбегаем на съемочную площадку, куда актеров массовки пока не пускают – только два человека по задумке режиссера стоят в отдалении размытыми силуэтами на самой границе кадра; бригадир массовки Настя комментирует: «Важная, ответственная роль».

АЛЕКСЕЙ НИЛОВ
«Сам я в массовке играл, когда мне было пять лет, это был фильм «Снегурочка». Я сидел маленьким мальчиком в берендеевском городе под избой, потом был дублером Костолевского в одном из фильмов. А так походить перед камерой не было времени. Актер массовки – такая же уважаемая работа, как и все остальные. Есть среди них знакомые, люди, которые постоянно снимаются. Бывают разные случаи. Один раз зритель на площадке залез на четвертый этаж и прыгнул вниз вместо каскадера. Решил девушку позабавить. Потом каскадеры с ним поговорили на эту тему».

НАСТЯ, БРИГАДИР МАССОВКИ
«Есть хорошие ребята, проверенные, а новички часто подводят: сегодня три человека не пришли. Многие хотят сфотографироваться со знаменитостями. Недавно работали в фильме «Распутин» с Депардье, так люди телефон обрывали, так хотели прорваться на площадку. У каждого бригадира, в принципе, своя база, но на самом деле одни и те же люди у всех в каталогах. Есть постоянная массовка – соотношение вот как сейчас: из девяти человек только две девочки первый раз снимаются. Большинству просто интересно поучаствовать в процессе. У меня недавно один парень, который участвовал в двух съемочных днях, играл бандита – типаж подходил. И он отыграл первый день, а на второй день не пришел – звоню ему, берет трубку мама и говорит, что он в больнице со сломанным носом и сотрясением мозга – с кем-то подрался. Выхода не было, первый день-то уже сняли — и он приехал. Гримеры пришли в ужас: открытый перелом, шов на лице. Так он потом остался на ночь с каскадерами. Меня, говорил, пошатывает, но не обращайте внимания, это нормально».


САША, АКТРИСА МАССОВКИ
«Есть массовка, которая просто ходит, и игровая массовка. Я помню, у меня была маленькая роль девушки, которая поставила огромные деньги на боксера и очень за него болела. Это интересно. Сейчас я здесь ради искусства, ради процесса. Я уже года два участвую в массовке, хотя меня вроде бы нет в базах – в «Контакте» сейчас очень просто найти съемки, где требуются актеры третьего плана».


11 июля 2011,
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация