Как сделать город крутым | Город | Time Out

Как сделать город крутым

  20 апреля 2011
18 мин
Как сделать город крутым
Time Out составил список вопросов о том, что мешает Петербургу стать городом-мечтой, и задал их людям, ответственным за перевод сказок в быль. Перспективы оказались неопределенными в сроках, но с явным тяготением к воплощению. А главный ответ совсем простой: чтобы город стал удобным, красивым и активным, его горожанам нужно приложить к этому свои усилия.

Когда у нас общественный транспорт будет ездить по графику?
Станислав Попов, председатель Комитета по транспорту
Узнать время прибытия автобуса к остановке станет возможным с помощью SMS-сообщения. А для того чтобы спланировать свой маршрут и узнать о движении городского общественного транспорта, петербуржцы смогут воспользоваться специальным интернет-порталом. Эти и другие нововведения запланированы Комитетом по транспорту в рамках реализации программы автоматизированной системы управления городским пассажирским транспортом. В 2010 году на базе государственного учреждения «Организатор перевозок» состоялось открытие центра управления. С его помощью осуществляется диспетчерский контроль выполнения перевозчиками объема транспортной работы. На сегодняшний день связь с центром поддерживает весь подвижной состав ГУП «Пассажиравтотранс» и ГУП «Горэлектротранс», оснащенный бортовыми комплексами на базе ГЛОНАСС. В этом году к этому числу добавятся и транспортные средства частных компаний-перевозчиков, обслуживающих социальные маршруты. Таким образом, станет возможным в режиме реального времени наблюдать работу 3827 единиц подвижного состава.
В 2011–2012 годах на основе центра управления запланирована централизация диспетчерской функции и реализация социальных информационных сервисов для населения. В их число входит интернет-портал городского пассажирского транспорта (июль 2011 года), SMS-информирование о движении транспортных средств на маршрутах (декабрь 2011 года), а также поэтапная установка информационных табло на остановочных павильонах (поэтапно в течение 2011–2012 года). В результате данная услуга станет доступна не только специалистам-транспортникам, но и пассажирам, которые смогут оперативно получать необходимую информацию и экономить свое время.

Когда появится единая карта горожанина, заменяющая собой все пластиковые карточки?
Константин Чубаров, начальник отдела инновационной системы государственного учреждения «Городское агентство по промышленным инвестициям», Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли
Одним из самых приоритетных направлений для нас является проект компании Ambiq Technology, разработанный в Силиконовой долине и связанный с внедрением NFC-технологий. Уже очень скоро у жителей нашего города отпадет необходимость использования пластиковых карт. Обычный сотовый телефон, снабженный модулем NFC, заменит банковские, скидочные и клубные карты. Также при помощи мобильного наши сограждане смогут купить авиа-, ж/д, а также билеты в кино и театр. Более того, уже этим летом проход в метрополитен будет осуществляться в том числе при помощи технологии NFC. Мы внедряем инновации, которые действительно положительно отразятся в повседневной жизни каждого из нас.

ОЛЕГ БАСИЛАШВИЛИ, актер
На мой взгляд, Петербург в будущем – это город международного туризма, хороших гостиниц, прекрасных ресторанов, лучших в мире музеев и театров. Я считаю, очень прав был наш первый мэр Анатолий Собчак, когда предложил развиваться в этом направлении. Мы ничем не уступаем Флоренции или Венеции, а это единственные наши аналоги, и больше на свете ничего подобного нет.

В разговорах о том, как сделать город более продвинутым, я не очень понимаю слово «продвинутый». Подозреваю, что именно это понятие имелось в виду, когда хотели строить «Охта-центр». Подобные проекты мне кажутся преступными, они не учитывают специфику нашего города. Новые здания должны вписываться в старую архитектуру, и у нас есть такие положительные примеры. В самих небоскребах ничего плохого нет. Людям ведь интересно посмотреть, что такое Нью-Йорк, – им должно быть так же интересно увидеть, что такое Петербург.

Кто решает, какие дороги надо перекрывать на ремонт?
Владимир Щитинский, директор ФГУП «РосНИПИУрбанистики»
Я полагаю, что решения должен продумывать, взвешивать и принимать Комитет по транспорту. Пока же картина получается с точностью до наоборот. По моему мнению, ежегодно должен составляться оперативный план реконструкции дорожной сети, учитывающий все аспекты проблемы. В этом плане следует в увязке с финансированием продумать очередность и равномерность выполнения работ, схемы объездов реконструируемых участков, мероприятия по оповещению населения и т. д. Пока же складывается впечатление, что работы выполняют хаотично, следуя стремлению во что бы то ни стало освоить «внезапно» спущенные деньги.

Почему у нас не развита сеть Wi-Fi?
Мария Георгиевская, старший специалист по внешним коммуникациям, Санкт-Петербургский филиал ОАО «ВымпелКом»
Есть ряд обстоятельств: бурное развитие 3G- и 4G-сетей, которым Wi-Fi уступает в мобильности, неготовность юридических лиц нести расходы по обеспечению клиентов бесплатным Wi-Fi. Тем не менее Wi-Fi будет развиваться.

АНДРЕЙ КОНСТАНТИНОВ, журналист, писатель
Думаю, первое, чего нам после зимы не хватает, – это средств для поддержания города в чистом состоянии. Надо раз в пять увеличить количество уборочной техники и нанять больше людей, чтобы очищали крыши. Сосульки были всегда, и справлялись мы с этим без лазеров и космических кораблей. Нам страшно мешает обилие рекламы повсюду. И еще город всегда подсвечен, а иногда хочется почувствовать настоящий, старинный Петербург – в конце XIX века ведь не было такого электрического безумия. А у нас некоторые мосты украшены, как дискотека 1980-х. Надо от этого отдыхать хоть изредка. И еще я бы установил традицию публично пороть наших нерадивых чиновников. По выходным, на площадях, при всем народе. Представляете, как красиво смотрелось бы: погоны с мясом оторвать и по морде да по белой жирной заднице – просто картина.

Как избавиться от пробок?
Ярослав Селивестров, Институт проблем транспорта РАН
Главная проблема сейчас – плотность индивидуального транспорта. Любые попытки ограничить проезд в центре города упираются в личный фактор. Как убедить человека, который уже купил машину, что в некоторых случаях целесообразнее воспользоваться общественным транспортом? Вот перехватывающие стоянки – очень хорошая идея. Если бы люди ими пользовались и пересаживались на общественный транспорт, они смогли бы перемещаться по городу гораздо быстрее, чем сейчас. Однако они этого не делают по вполне понятным причинам: личная безопасность и качество обслуживания. Следовательно, необходимо значительно улучшать условия. Например, сделать эти стоянки бесплатными и охраняемыми, а также создать комфортную городскую среду, чтобы люди не боялись банально испортить костюм.

Как будет развиваться речной транспорт?
Алексей Бакирей, председатель Комитета по транспортной политике
Мы используем термин «аквабус», таким образом мы дистанцируемся от такси. В булочную на аквабусе можно ездить совершенно спокойно. В прошлом году мы перевезли 335 тыс. пассажиров, а в перспективе рассчитываем удвоить эту цифру. К началу навигации должен открыться сайт, на котором можно будет отслеживать передвижения кораблей. Новые маршруты будут появляться ежегодно, согласно плану правительства до 2015 года. Но мы будем ориентироваться на текущую обстановку. Например, готовится маршрут к «Балтийской жемчужине». Может появиться что-то еще – мы достаточно гибкие, чтобы обсуждать все интересные предложения.

ДЖОРДЖО МАТТИОЛИ, директор Итальянского института культуры в Петербурге
Петербург – прекрасный и элегантный город, который, к сожалению, начинает приобретать некоторые проблемные черты, присущие большим мегаполисам. Я хотел бы, чтобы Петербург оставался городом для людей, с меньшим количеством автомобильных пробок и с большим количеством прохожих, неспешно прогуливающихся по прекрасным улицам и городским паркам. Позволю себе также обратить внимание на то, что в длительный зимний период сугробы и обледеневшие карнизы слишком долго остаются неубранными, представляя постоянную угрозу здоровью горожан. Также могло бы быть ограничено самовластное вторжение рекламных объявлений, диссонирующих с гармонией городской застройки. Наконец, хотел бы обратить внимание на городской транспорт, на неэффективность и слабую разветвленность сети метро.

Когда у нас появятся авиатакси?
Алексей Бакирей, председатель Комитета по транспортной политике
Говорить о том, что частные воздушные перевозки станут массовыми, пока не приходится. В ближайшем будущем они будут работать на ограниченное число частных лиц – и на различные ведомства. Мы развиваем вертолетные площадки около больниц. Сейчас уже есть две: у НИИ скорой помощи и Детской городской больницы № 1. Мы также работаем над тем, чтобы открыть еще три-четыре площадки, в частности в Александровской больнице. Сейчас все упирается в вопрос финансирования. Для частных лиц центр города был запретной зоной до конца прошлого года. Сейчас летать гораздо проще. Раньше требовалось подавать заявление на полет за несколько суток, сейчас это время сократилось до нескольких часов, разрешения выдаются в том числе и нашим комитетом. Разработаны и основные трассы, в первую очередь они проходят над Невой, с возможными отходами в направлении посадочных площадок. Оставшиеся ограничения вполне объективны и направлены на обеспечение безопасности.

ТАТЬЯНА МОСКВИНА, писатель
Главное в сбережении Петербурга – это любовь и ответственность. Нельзя принимать скоропалительные, пошлые решения в угоду сиюминутной выгоде. Петербург за это отомстит всем. Причем, как всякий маньяк, будет мстить долго и ужасно. Выгода владения Петербургом – долгосрочная, перспективная, благосклонная к неожиданным, красивым, интеллектуальным эстетическим решениям. Строить надо церкви и музыкальные школы, а не бездарные магазины. Кроме того, надо научиться жить простыми заботами, уметь их исполнять просто, без истерики, с удовольствием: чистить город от снега и мусора, вести разъяснительную работу по вопросам свинства и хамства. Для всего этого нужны в управлении люди умные и совестливые, с хорошим спокойным характером. Еще петербуржцам полезно больше читать и чаще ходить в театр, не лениться. Потому как если публика исчезнет, что тогда? Какой Петербург без искусства?!

Когда в магазинах начнут продавать натуральные, качественные продукты?
Артем Довбета, владелец компании по доставке натуральных продуктов на дом Ecoeat.ru 
Хорошие продукты в городе есть, более того, они тем лучше, чем в меньших объемах идет торговля. Идеальный вариант, если вы найдете на рынке собственного продавца, в продуктах которого будете уверены. Вопрос веры тут очень важен. Прекрасная идея – поставлять мясо, птицу, рыбу из Ленобласти – лежала изначально в основе концепции маленьких сетей, «Фермер» или «Морковь» например. Другое дело, что при увеличении оборотов там перестают пристально следить за качеством. Выход я вижу в том, чтобы делать продуктовые закупки под заказ, искать своего поставщика, производителя. Сейчас в городе есть класс людей, которым не все равно, что есть, – например, молодые мамы. Но в целом люди не готовы покупать качественные товары и платить за них больше. То есть они могут декларировать свое желание, но фактически, в первую очередь из-за цены, они этого не делают.

Когда из Петербурга начнут летать дешевые авиакомпании?
Комментируя неудачные переговоры о появлении Ryanair в Пулково, директор по маркетингу авиадискаунтера Эрик Элмсаттер заявил: «Не всегда первый раз оказывается удачным, но после долгих контактов иногда все-таки получаются дети». Причины того, что ирландцы не летают в Петербург, просты: у нас слишком высокие сборы и Россия до сих пор не входит в международный договор Open Sky. В перспективе и то, и другое вполне решаемо.

АНДРЕЙ АСТВАЦАТУРОВ, писатель
Мне кажется, у Петербурга много перспектив и вполне достаточно денег. Мы можем быть одним из лучших и красивейших городов Европы. Сейчас ввиду зимнего катаклизма город выглядит не очень достойно. Здесь, я считаю, наши чиновники должны просто прилагать чуть больше усилий и заботиться о том, чтобы дороги и фасады домов были в приличном состоянии. В этом нет ничего сверхсложного. Невский у нас сделан красиво, но стоит заглянуть за угол или во двор – как там все сыпется и разваливается, а под ногами бог знает что. Если Петербург хочет претендовать на высокий европейский статус, у него должен быть несколько более цивилизованный вид. Вдвойне это важно для города с такой архитектурой. Еще замечу, что у нас в центре практически нет продуктовых магазинов, это серьезная проблема для тех, кто живет здесь и не ездит на машине. В остальном, на мой взгляд, в Петербурге все прекрасно.

Когда в Петербурге станут снимать интересное кино?
Сергей Сельянов, продюсер, режиссер
Нужно решить два вопроса: с образованием и с неблагоприятным климатом для съемок. И я сейчас не о плохой питерской погоде. В городе нет никаких преференций для съемок, поэтому кинопроизводители и не едут сюда. В тех местах, где в кино заинтересованы, создают специальные условия, что-то закладывают в бюджет, делают специальную скидку – поддерживают кинопроизводителей, которые, в свою очередь, дают работу местным жителям, тратят деньги на гостиницы, вообще вливают деньги в город. А у нас нигде шагу не ступишь без разрешения: только начнешь снимать на улице, сразу же появится полиция. Что касается образования, то в Петербурге колоссальный дефицит творческих кадров должного уровня. Вузы продолжают штамповать выпускников, но кино с ними не сделаешь. Огромный недостаток идей, светлых голов, хороших сценариев. С другой стороны, распространено представление о том, что состояться можно только в Москве, и даже немногие имеющиеся таланты уезжают.

Почему к нам не приезжают с концертами актуальные суперзвезды, например Джастин Тимберлейк?
Илья Бортнюк, промоутер, генеральный директор компании «Светлая музыка»
Вряд ли бы Джастин Тимберлейк отказался приехать выступать к нам, просто у его выступления есть определенная цена, которая, видимо, оказалась не по карману. Любой большой привоз нуждается в спонсорских деньгах. Даже концерты таких групп, как The Rolling Stones или U2, по факту не окупили себя: известность не означает коммерческую успешность. Крупных, значимых концертов в нашем городе немного ровно по той же причине, почему у нас сотни магазинов «Пятерочка», но всего один-два магазина хай-фай-техники. Все определяет рынок. Даже наш замечательный фестиваль Stereoleto возможен только благодаря спонсорским деньгам – он просто не окупается. Количество потенциальных зрителей у нас в городе меньше в процентном соотношении, чем в Европе. У нас вообще концертной культуре лет десять по большому счету, еще в головах не осело, что за музыку нужно платить. Очень мало кто согласен на такое – гораздо бюджетнее купить пива, сухариков и послушать MP3-плеер. Лет через пятьдесят, когда в нашей стране, возможно, будет поспокойнее в экономическом плане, подрастет другой зритель, более активный в своем досуге, готовый развлекаться и тратить на это средства.

Когда к нам начнут привозить выставки современного актуального искусства?
Елена Филиппова, куратор галереи современного искусства «Ткачи»
Во-первых, в городе мало площадок для крупных выставок, это одна из причин, почему у нас редко звучат громкие западные имена. Во-вторых, любой организатор ожидает, что усилия, вложенные в выставку, окупятся, однако пока культурная активность в нашем городе не так велика. А вопрос финансирования для Петербурга самый сложный. Пока все детали пазла не сложатся, город не сможет похвастаться активной выставочной жизнью.

Как сделать Петербург привлекательным для модных мировых брендов?
Сино Ализода, директор по маркетингу ТРЦ «Галерея»
Чтобы открывалось больше новых магазинов, нужно увеличить количество покупок. Один арендатор может рассказать о своих продажах коллеге, все узнают, что Петербург приносит значительные доходы, и сюда будут приходить новые марки высокого уровня. Однако сегодня в городе ощущается нехватка качественных арендных площадей, а любой международный бренд выставляет очень серьезные требования к торговым центрам.

Как сделать театр популярным?
Анна Вартаньян, режиссер, актриса, «Такой театр»
Если молодежь не ходит в театр, значит его нет. Это показатель времени, театр умер. Чтобы оставаться интересными и актуальными, нужно формулировать интересные и актуальные вопросы. Театру нужен диалог между причастными людьми. Мне как режиссеру очень хочется сесть и поговорить напрямую с Валерием Фокиным, например, что он думает о театре, как он хочет чтобы театр развивался. Возможно, диалогу мешают амбиции, хотя на самом деле все ищут одно и то же – дорогу к катарсису, полному эмоциональному удовлетворению зрителя.

КИРИЛЛ ИВАНОВ, музыкант, журналист
Петербург – самый красивый город на свете. Особенно остро это замечаешь, когда приезжаешь сюда из Москвы. Но весь наш sightseeing ужасно портит огромное количество вывесок и лайтбоксов – из-за них уже Невского не видно. В этой уродливой типографике, возможно, есть какоето провинциальное обаяние, но в целом раздражает. Вообще, я хочу сказать, что город в ужасном состоянии. Везде грязь: на дорогах, на стенах домов. Если здания не разрушаются сами, то их уничтожают люди. И здесь вопрос не столько в политике, сколько в неуважительном отношении к памяти. Нет связи поколений, люди не знают, от какой точки себя отсчитывать, откуда отмерять, – они совсем не ценят эту архитектуру. Представьте, что в Венеции стали бы при первой возможности сносить все палаццо. Это абсурд. Надо стараться сохранить Петербург, а ничего нового ему не нужно. Он абсолютно самодостаточный.

Когда начнут строить красивые многоэтажные дома в спальных районах?
Вячеслав Заренков, председатель совета директоров группы компаний «Эталон» («ЛенСпецСМУ»)
Я сорок лет задаю этот вопрос и не могу получить ни от кого ответа. Возмущаюсь, глядя на это безобразие, пытаюсь бороться, но ничего сделать не могу. Говорят, нам нужны дешевые (читай: уродливые) дома.

Почему в таких районах мало зеленых скверов?
Вячеслав Заренков, председатель совета директоров группы компаний «Эталон» («ЛенСпецСМУ»)
Такое ощущение, что это не нужно самим жителям – весной посадишь деревья, а к осени сломают или сомнут машинами. Я бы обратился к каждому жителю города с предложением посадить и вырастить хотя бы одно дерево в году. Представляете: более 4,5 млн новых деревьев в год! Через пять лет наш город будет самым зеленым городом в мире!


В Петербурге действует проект территории инновационного развития. Его цель – объединить всех позитивно мыслящих людей, желающих что-то изменить в городской среде. На сегодняшний день запущены уже девять проектов, несколько из них можно увидеть и потрогать руками: автономные фонари, заряжающиеся от солнечной энергии и ветра, кардиопейджеры, позволяющие пациентам связаться с врачом в любом месте и в любое время, наконец, персональные электронные карты, контролирующие безопасность и посещаемость в школах. Для того чтобы представить свою разработку или обсудить уже реализуемые проекты, необходимо зарегистрироваться на сайте www.tir-spb. ru или позвонить в информационно- консультационный центр «Инновация» по тел. 572 1210.


Как улучшить экологию в городе?
Дмитрий Артамонов, руководитель петербургского отделения «Гринпис России»
В первую очередь пакостим мы сами. Во всем мире загрязнение окружающей среды прежде всего связано с деятельностью потребителей. Чем больше мы потребляем, тем больше происходит загрязнений. Есть простые советы: например, продуманно относиться к потреблению электроэнергии. В первую очередь это свет. Вот простая лампа накаливания – пока она горит, где-то наносится ущерб природе. Стоит пользоваться энергосберегающими лампами, а еще лучше – светодиодными. Сами эти лампы дороже устаревших, но служат значительно дольше и меньше придется платить за свет. В результате вы сохраните не только частичку природы, но и часть собственного бюджета. То же и с водой. Поставьте счетчики, тогда вы перестанете платить за протечки на магистралях, переложив затраты на тех, кто их обслуживает. Это прекрасная мотивация для того, чтобы они стали лучше работать. Наконец, у нас в городе – единственном мегаполисе в стране – работает система раздельного сбора мусора. Она не идеальна, но все же на каждой третьей мусорной площадке стоят специальные разноцветные бачки. Разделяя мусор, вы не только сокращаете объемы свалок, но и экономите природные ресурсы, а значит, наносите меньший ущерб природе. Более подробный список действий висит у нас на сайте www.greenpeace.org.

Как избавиться от собачьих какашек под ногами?
Мадина Слободяник, вице-президент Балтийского кинологического союза
В нашем городе гулять с собаками практически негде. Но даже если специальный выгул устроят рядом с моим домом, я не пойду туда со своими пятью собачками: просто побоюсь. Выделить землю и огородить ее забором недостаточно, обязательно нужно специальным образом обрабатывать верхний слой почвы, вывозить старый и завозить новый, а иначе в нем будут скапливаться инфекции и выгул превратится в очаг заразы. Не надо придумывать велосипед: пускай собаки какают на газонах и улицах. Но меня пусть обяжут платить налог за уборку территории, в год, например, 500 рублей. И эти деньги доплачивают дворникам. Купите лишнюю технику на деньги собачников. Обязательно нужно приучать владельцев собак убирать за своими питомцами.

Как сделать город чище?
Ольга Фокина, клининговая компания «Промтехсервис»
На фасадах оседает дорожная пыль. Уж не знаю, из чего она состоит, но отмыть ее обычной водой невозможно – мы используем специальные вещества. Как правило, фасады моют всего раз-два в год, осенью и весной. Нам кажется, это стоило бы делать почаще, это единственный способ сделать город чище. Кроме того, фасады можно пропитывать специальным составом, защищающим поверхность от грязи и краски. Обработанные им стены мыть гораздо проще и быстрее, но это дорогая опция – мы предлагаем ее в качестве эксперимента, и пока безуспешно.

Когда все из центра переедут жить в загородные таунхаусы?
Артур Маркарян, генеральный директор компании «СПб Реновация»
Да незачем разъезжаться! Петербург имеет все возможности для развития внутри уже сложившихся границ. Есть огромный запас территорий в достаточно престижных районах. Нужен лишь грамотный подход к их перепрофилированию, градостроительному развитию, реновации. Естественно, это невозможно без комплексного решения транспортных и инфраструктурных вопросов, но говорить, что этот путь нереален, безответственно. Опыт развития европейских городов свидетельствует об обратном: можно не только изменить облик, но и качественно повысить уровень жизни целых районов, создав в них все условия для комфортной жизни людей и развития бизнеса.

Текст: Инна Новоженина, Ксения Потеева, Дмитрий Шестаков, Екатерина Толстая. Иллюстрации: Владимир Седых, Егор Рогалев