Итоги года | Город | Time Out

Итоги года

  19 декабря 2010
5 мин
Итоги года
Пока пессимисты по послекризисной инерции задавались вопросом, когда же станет легче, активисты просто открыли клубы и галереи, затеяли фестивали и модные показы, сняли фильмы и написали книжки, занялись благотворительностью и поисками справедливости. Подводя итоги 2010 года, Time Out с уверенностью констатирует: во многом стало лучше.

Мы ждали перемен — и тот самый ветер в 2010 году подул в правильную сторону: жить стало веселее. Не то чтобы сильно лучше, но градус задора ощутимо повысился даже там, где, казалось, на него не приходиться рассчитывать вовсе. Некогда развлечение для относительно узкого круга – современное искусство – нашло дорогу к массовому зрителю: только успевай считать новые музеи и удивляться, как выставка видеоарта стала формой промоакций. Гражданский долг наконец властно напомнил о себе, и выполнять его бросились все, каждый на свой лад: музыканты читают рэп на социальные темы, Леонид Парфенов с телеэкрана обличает телевидение, а чего стоит сайт epic-hero.ru – «первый хипстерский блог о политике, экономике и обществе».

Расцвела новыми проектами городская мода, баров открылось столько, как будто только вчера отменили сухой закон. Больше, чем питейных заведений, только образовательных – кажется, научиться теперь можно чему угодно. Может, все заскучали во время кризиса, или мысли о близости конца света, на который настойчиво намекают то нечеловеческий холод, то аномальная жара, не дают покоя – но жизнь стремительно входит в формат «праздник каждый день».

«ЗЕНИТ» – ЧЕМПИОН

Назло рекордам «Зенит», удивительно долго игравший в Чемпионате России без поражений, все-таки проиграл несколько матчей первенства. Но это не помешало сине-бело-голубым, ставшими по ходу первенства лазоревыми, досрочно выиграть чемпионат. Уже во второй раз.

СТРОЙКИ

В октябре официально завершились раскопки на месте предполагаемого строительства Охта-центра. Новая экспедиция попыталась частично отменить находки предыдущей, объявив, что неолитические стоянки на мысу принесло волнами древнего моря. Археологическая общественность раскололась: одни успешно осваивают финансирование подрядчика, другие возмущаются, требуют отменить башню и построить археологический парк.
Запомнилось и долгожданное открытие станции метро «Горьковская» под прошлый Новый год, на которое собиралась прибыть целая колония инопланетных существ гемоцукаторов, чтобы улететь к себе домой.

CIRQUE DU SOLEIL

Чудеса бывают, и они вполне себе рукотворные – каждый, кто побывал летом на гастрольных шоу Cirque du Soleil, знает это абсолютно точно. Цирк, который скорее не цирк, а театр, привез шоу Corteo, что переводится как «кортеж» – это такое шествие, каким клоун представляет себе свои собственные похороны. Технически в представлении есть номера – например, виртуозный акробатический этюд на огромной кровати, гротескная репетиция «Ромео и Джульетты» или больше похожий на зарисовку проезд беспечного велосипедиста, который катит прямо на небо на глазах у спокойных и заботливых ангелов. Но на деле с самого начала шоу перед зрителем развертывается потрясающий, трогательный, прекрасный и хрупкий мир. Он сделан с таким необычайным размахом воображения и таким страстным и пронзительным чувством волшебного, что мгновенно убеждает в своей исключительной реальности – хотя, может, это потому, что поверить именно в такой мир про себя мечтает каждый. Шоу в белоснежном шатре, расположившемся возле СКК, делало счастливым, окрыляло, вскрывало запас человечности в каждом зрителе и заставляло грустить – то ли потому, что первый раз в жизни на Cirque du Soleil можно попасть только однажды, то ли потому, что в том самом, лучшем мире ты всего лишь наблюдатель.

ПОГОДА

В 2010-м каждый мог почувствовать себя героем фильмов-катастроф, не покидая города. Зимой город зарос гигантскими сугробами, любое передвижение было сродни героизму. Эпическим бедствием стали исполинские сосули – именно так их теперь модно называть. Летом пришлось переключиться на борьбу с аномальной жарой: главным требованием к любому месту назначения было наличие кондиционера. Вентилятором
– а они разом пропали из магазинов (равно как лопаты зимой) – не поделились бы и с близким родственником. Еще среди признаков времени – климатические беженцы из Москвы, куда лесные пожары нагнали смог.

«ЖЕМЧУЖНЫЙ»

В связи с регулярными выступлениями несогласных в защиту 31-й статьи Конституции (свобода собраний) в Петербурге появилось новое медийное лицо. Прапорщик «Жемчужный» прославился жестокостью к демонстрантам и жемчужными четками на запястье.

НАШЕ КИНО
 Заклинание «Городу нужен большой кинофестиваль» наконец сработало. В мае прошел первый, названный пробным, кинофорум. Приурочили к юбилею Победы, привезли Бандераса, показали хорошее кино о войне. Но, кажется, больше всех были рады московские журналисты, которых заселили в «Европу». Выводы делать пока рано, следующей весной пройдет уже не пробный, а вполне полноценный фестиваль. Но хотя бы теперь никто не будет жаловаться на отсутствие крупных мероприятий по части кино.

Русское кино сделало в этом году резкий поворот: большую часть программы «Кинотавра» составили дебюты, хотя и продолжающие тенденции последних лет. Свою роль сыграла реформа финансирования кинопроизводства, обещающая, что лицо нашего коммерческого кино очень скоро изменится. Одним словом, перемен не произошло, но для них все уже готово. «Кочегар». Алексей Балабанов впервые снял кино о себе. Тот факт, что картина – тринадцатая в фильмографии режиссера, а сам он после съемок попал в больницу, добавил картине мистицизма, а самому Балабанову – демоничности образа.

«Как я провел этим летом». Фильм самого здорового и витального из современных русских режиссеров Алексея Попогребского получил призы за лучшую операторскую работу и за лучшие роли в Берлине. Что само по себе радует.

«Утомленные солнцем – 2: Предстояние». Никита Михалков окончательно утвердился в статусе не режиссера, а просто персоны. Если угодно – интернет-мема. «Чужая» – верный знак то ли того, что бандитская тема в русском кино исчерпана и даже отличная литературная основа его не спасет, то ли того, что отечественное телевидение (не будем показывать пальцем) пытается завоевать новую аудиторию. Скорее всего, и то и другое.

Фильм Сергея Лозницы «Счастье мое», премьера которого состоялась в Каннах, так и не вышел в российский прокат. Во Франции он вышел на 35 копиях, зимой пойдет в Штатах. Выводы напрашиваются сами.