Арт в городе | Главное | Time Out
Главное

Арт в городе

Юлия Виноградова и Дарья Агапова   20 сентября 2007
4 мин
Арт в городе
Искусство в городе существует в самых разных формах и развивается как в традиционном,так и в альтернативном русле.

Мейнстрим

Респектабельный, проверенный мейнстрим в современном искусстве представляют ком-

мерческие галереи.

Пример:Галерея Марины Гисич

Самая профессиональная галерея. Признание Мариной Гисич дает художнику веренность завтрашнем дне. В галерее выставляются полярные произведения искусства: и давно превратившаяся дорогую интерьерную продукцию живопись Глеба Богомолова с 
его бесконечной древнерусской стилистикой

и обилием золота, и инсталляции и объекты

Петра Белого. Работы последнего покупать в 
нашем городе некому — они могут подойти только музею современного искусства. А некрореалистическая живопись Владимира Кустова, с прекрасными утопленниками, покрытыми пятнами плесени, казалось бы, и вовсе не найдет покупателя. Между тем, на его персональной выставке красные кружочки (знак

покупки) появлялись около работ один за другим. На «Арт Москву» — основную площадку продаж для наших галерей — Гисич возила Керима Рагимова, Марину Алексееву, фотографии Григория Майофиса. Торги прошли очень успешно.

Самопал

Пространства, где художник может сам себя показать, возникают в местах, обычно для этого не едназначенных, без должного выставочного оборудования: в коммуналках, на чердаках, в бывших промзонах, в кафе-прачечных, в углах «настоящих» галерей. В арт-

клубы можно прийти по предварительной договоренности, а в галереи-сквоты, галерею-хобби, в портативные галереи и кафе-прачечную — вход свободный.

Пример:Закрытый клуб медиа-маньяков

Персоналия: Константин Митенев.

Клуб находится в частной квартире. Руководит им Константин Митенев, автор веб-галереи «UNDINA — Объединенные дигиталь-

ные нации». Сейчас галерея переместилась из онлайна в оффлайн. По субботам в «Клубе» собираются люди, повернутые на медиаискусстве. Митенев устраивает показы альтернативного телевидения. Он считает, что сетевой эфир потерял актуальность: слишком много

людей одновременно оглощают кусок одного и того же информационного пирога. Поэтому задача художника — заниматься отбором не 
столько сюжетов, сколько аудитории. К Митеневу приходят друзья-знакомые, и он им показывает программу, смонтированную из фильмов «Волга-Волга 2», «Тупые губы», «Богиня», «Блондинка в шоколаде». Называется

это: «3 sheroes или Приключения Мамышева-

Монро» (под sheroes имеются в виду женщины-героини: sheroes = she + heroes). Таких программ много, все они объединены в серию

«Золотое телевидение».

Официоз

Чтобы стать художником, нужен талант, работоспособность, удача и хорошая школа. Последнее — самое трудное. Time Outвзвесил плюсы и минусы мест, где учат будущих художников, скульпторов, медиа- и видеоартистов.

Пример: Академия художеств

Имена: Виталий Пушницкий, Татьяна Головизнина, Алексей Кострома.

Самое консервативное учебное заведение отметило 250-летний юбилей. Поступить в Академию по-прежнему трудно, и диплом о ее окончании все еще ценится. Но на карте современного искусства Академия не значится. Вялые памятники на улицах и пошлая живопись

в сувенирных магазинах — основные плоды
академического образования. Тем не менее, из Академии выходят и современные художники — скорее «вопреки», чем «благодаря». Виталий Пушницкий — местная звезда. Этим летом его работы были представлены на арт-ярмарке «Корниче» в Венеции — рядом с такими ги 
гантами, как Джаспер Джонс и Герхард Рихтер. Алексей Кострома работает с 
органическими материалами — пухом, перьями, человеческими волосами. Делает гигантские инсталляции — теперь в основном в Берлине. У нас в этом году он создал костюм

Короля на карнавале в честь Дня города и оформил шатер для полунинского шоу. Татьяна Головизнина успела побыть самым многообещающим молодым художником, представляла Петербург в Москве, на Тайване, в 
Италии. Сейчас она в Китае. Когда вернется —
неизвестно.

Альтернатива

Альтернативные учебные заведения художники чаще всего посещают не вместо, а после государственных или одновременно с ними. В этот раздел мы отобрали лучшие учебные, творческие и выставочные центры.

Пример:Институт ПРО АРТЕ

Имена: Кирилл Шаманов, Маша Ша,

Илья Гапонов, Вероника Рязанцева, Павел Шугуров.

Десять человек (половина — технический персонал) на деньги Фонда Форда производят большую часть интересных событий в сфере медиа-арта. ПРО АРТЕ организует обучающие курсы по арт-менеджменту, культурной журналистике, новым технологиям в музыке и визуальном искусстве, современной архитектуре. Институт сотрудничает с Эрмитажем, Русским музеем и привозит звезд уровня Билла Виолы — № 1 в мировом видео-арте.

Фестиваль «Современное искусство в тра-

диционном музее» дает художникам возможность осуществить свои идеи на грантовые деньги и пробуждает от спячки

консервативный музейный мир. Это событие уже не нуждается в рекламе — в автобусах, курсирующих между фестивальными

площадками, можно встретить не только

обычную вернисажную тусовку, но и «широкие массы», даже пенсионеров с внуками. С 2000-го года было показано 64 проекта в 45 музеях. В конкурсе участвуют не только петербургские авторы, но и художники из Москвы, Нижнего Новгорода, Калининграда,

Екатеринбурга.