Арт в городе
Мейнстрим
Респектабельный, проверенный мейнстрим в современном искусстве представляют ком-
мерческие галереи.
Пример:Галерея Марины Гисич
Самая профессиональная галерея. Признание Мариной Гисич дает художнику веренность завтрашнем дне. В галерее выставляются полярные произведения искусства: и давно превратившаяся дорогую интерьерную продукцию живопись Глеба Богомолова с
его бесконечной древнерусской стилистикой
и обилием золота, и инсталляции и объекты
Петра Белого. Работы последнего покупать в
нашем городе некому — они могут подойти только музею современного искусства. А некрореалистическая живопись Владимира Кустова, с прекрасными утопленниками, покрытыми пятнами плесени, казалось бы, и вовсе не найдет покупателя. Между тем, на его персональной выставке красные кружочки (знак
покупки) появлялись около работ один за другим. На «Арт Москву» — основную площадку продаж для наших галерей — Гисич возила Керима Рагимова, Марину Алексееву, фотографии Григория Майофиса. Торги прошли очень успешно.
Самопал
Пространства, где художник может сам себя показать, возникают в местах, обычно для этого не едназначенных, без должного выставочного оборудования: в коммуналках, на чердаках, в бывших промзонах, в кафе-прачечных, в углах «настоящих» галерей. В арт-
клубы можно прийти по предварительной договоренности, а в галереи-сквоты, галерею-хобби, в портативные галереи и кафе-прачечную — вход свободный.
Пример:Закрытый клуб медиа-маньяков
Персоналия: Константин Митенев.
Клуб находится в частной квартире. Руководит им Константин Митенев, автор веб-галереи «UNDINA — Объединенные дигиталь-
ные нации». Сейчас галерея переместилась из онлайна в оффлайн. По субботам в «Клубе» собираются люди, повернутые на медиаискусстве. Митенев устраивает показы альтернативного телевидения. Он считает, что сетевой эфир потерял актуальность: слишком много
людей одновременно оглощают кусок одного и того же информационного пирога. Поэтому задача художника — заниматься отбором не
столько сюжетов, сколько аудитории. К Митеневу приходят друзья-знакомые, и он им показывает программу, смонтированную из фильмов «Волга-Волга 2», «Тупые губы», «Богиня», «Блондинка в шоколаде». Называется
это: «3 sheroes или Приключения Мамышева-
Монро» (под sheroes имеются в виду женщины-героини: sheroes = she + heroes). Таких программ много, все они объединены в серию
«Золотое телевидение».
Официоз
Чтобы стать художником, нужен талант, работоспособность, удача и хорошая школа. Последнее — самое трудное. Time Outвзвесил плюсы и минусы мест, где учат будущих художников, скульпторов, медиа- и видеоартистов.
Пример: Академия художеств
Имена: Виталий Пушницкий, Татьяна Головизнина, Алексей Кострома.
Самое консервативное учебное заведение отметило 250-летний юбилей. Поступить в Академию по-прежнему трудно, и диплом о ее окончании все еще ценится. Но на карте современного искусства Академия не значится. Вялые памятники на улицах и пошлая живопись
в сувенирных магазинах — основные плоды
академического образования. Тем не менее, из Академии выходят и современные художники — скорее «вопреки», чем «благодаря». Виталий Пушницкий — местная звезда. Этим летом его работы были представлены на арт-ярмарке «Корниче» в Венеции — рядом с такими ги
гантами, как Джаспер Джонс и Герхард Рихтер. Алексей Кострома работает с
органическими материалами — пухом, перьями, человеческими волосами. Делает гигантские инсталляции — теперь в основном в Берлине. У нас в этом году он создал костюм
Короля на карнавале в честь Дня города и оформил шатер для полунинского шоу. Татьяна Головизнина успела побыть самым многообещающим молодым художником, представляла Петербург в Москве, на Тайване, в
Италии. Сейчас она в Китае. Когда вернется —
неизвестно.
Альтернатива
Альтернативные учебные заведения художники чаще всего посещают не вместо, а после государственных или одновременно с ними. В этот раздел мы отобрали лучшие учебные, творческие и выставочные центры.
Пример:Институт ПРО АРТЕ
Имена: Кирилл Шаманов, Маша Ша,
Илья Гапонов, Вероника Рязанцева, Павел Шугуров.
Десять человек (половина — технический персонал) на деньги Фонда Форда производят большую часть интересных событий в сфере медиа-арта. ПРО АРТЕ организует обучающие курсы по арт-менеджменту, культурной журналистике, новым технологиям в музыке и визуальном искусстве, современной архитектуре. Институт сотрудничает с Эрмитажем, Русским музеем и привозит звезд уровня Билла Виолы — № 1 в мировом видео-арте.
Фестиваль «Современное искусство в тра-
диционном музее» дает художникам возможность осуществить свои идеи на грантовые деньги и пробуждает от спячки
консервативный музейный мир. Это событие уже не нуждается в рекламе — в автобусах, курсирующих между фестивальными
площадками, можно встретить не только
обычную вернисажную тусовку, но и «широкие массы», даже пенсионеров с внуками. С 2000-го года было показано 64 проекта в 45 музеях. В конкурсе участвуют не только петербургские авторы, но и художники из Москвы, Нижнего Новгорода, Калининграда,
Екатеринбурга.