Петербург
Москва
Петербург
Паровоз Густав — не менее значимый персонаж «Края», чем Игнат Владимира Машкова

Паровоз Густав — не менее значимый персонаж «Края», чем Игнат Владимира Машкова

В прокат выходит новый фильм Алексея Учителя «Край» — эмоциональная мелодрама из послевоенной жизни одноименного таежного поселка.

Край у Учителя — понятие не символическое (как в эмоциональном плане — «ну все, это уже край», так и в абстрактногеографическом — край света, например), а вполне конкретное, топографическое. Сюда, на одноименный затерянный в тайге полустанок, приезжает чуть ли не прямиком из Берлина солдат-победитель, танкист Игнат (Владимир Машков). Игнат контужен и страдает от приступов резкой головной боли, но куда болезненнее оказывается отношение к нему сельчан, ссыльных и бывших пленных, свою войну, строго говоря, проигравших. Появление ветерана оживляет предельно унылое бытование местных — устроившийся машинистом Игнат тут же отбивает у сельского ухаря красавицу Софью (Юлия Пересильд), чтобы забыть о ней, стоит только в окрестном лесу обнаружиться заброшенному немецкому паровозу по имени «Густав». В землянке рядом с паровозом тем временем уже несколько лет прячется немка Эльза (Аньорка Штрехель), когда-то приехавшая в Советский Союз с отцом-инженером и не имеющая понятия о только что завершившейся войне. В «Крае» Алексей Учитель, кажется, первый раз в карьере работал с серьезным бюджетом (фильм снят на деньги Первого канала), что — редкий для отечественного кино случай — действительно заметно, особенно в сценах с несущейся сквозь тайгу ревущей махиной «Густава»; кульминацией и вовсе становятся гонки на паровозах. Но удивляет в первую очередь размах не постановочный, а эмоциональный — «Край» разыгран даже не на пределе чувств и нервов, а после их полного разрыва: Машков орет, рубит топориком сосны и заходится в припадках, бабы дерутся в женской бане, грозит табельным энкавэдэшник Гармаша, рушатся декорации и судьбы. Страна, доведенная до истерики, мучительно залечивает свежие еще раны, причем — и тут Учитель при всей захлебывающейся буйности своего высказывания точен — самым народным методом: удаляя к чертям зараженные органы. О своей работе режиссер Алексей Учитель рассказал Time Out.

Получается, что вы второй раз подряд снимаете об эмоциональном тупике, в который война заводит простого человека, о его растерянности.

Пожалуй, да, для меня было важно показать, как в сознании человека, затронутого войной, формируется образ врага. Как он вдруг начинает видеть в таком же обыкновенном человеке напротив, волей судьбы оказавшемся по ту сторону противостояния, объект для ненависти, того, кого нужно убить. Причины ненависти героев «Края», будь они русскими, немцами или обиженными и теми, и другими, понятны, эта озлобленность естественна. Но как эту ненависть — на уровне простого человека — преодолеть? Вот об этом я и пытался снять фильм.

И как же?

Только любовью. Любовью очищающей, освобождающей, любовью, после которой любая вражда лишается смысла и опоры.

Получается, таким проводником любви в «Крае» служит персонаж Машкова?

И да, и нет. Его герой Игнат и сам — в начале фильма — не умеет, да и не может любить. Любовь приходит к нему постепенно, сначала через паровоз, затем через женщин.

Как вам работалось с Машковым? Это правда, что он показал какую-то феноменальную самоотверженность в плане переживания роли?

Своей погруженностью в работу, в роль, Машков меня просто поразил. Он год проходил в одежде Игната, лишь раз за время съемок ненадолго уехав в Москву. Машков не просто сыграл Игната, он буквально стал им — сам научился водить паровоз, сам делал все трюки, если надо было, весь съемочный день не вылезал из холодной воды — и хоть бы раз пожаловался на что-нибудь. При этом получал бревном по голове, чуть не тонул, снимался с температурой. Не думаю, что у него были до сих пор такие роли.

19 сентября 2010,
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация