Михайловский театр завершает сезон постановкой классической оперы «Бал-маскарад» Джузеппе Верди | Театр | Time Out

Михайловский театр завершает сезон постановкой классической оперы «Бал-маскарад» Джузеппе Верди

  16 июля 2010
3 мин
Михайловский театр завершает сезон постановкой классической оперы «Бал-маскарад» Джузеппе Верди
Внешний лоск «Бала-маскарада» может затмить богатство музыкального текста

Под конец сезона Михайловский театр припас оперупраздник — давно превратившийся в вечный атрибут
итальянских оперных залов
«Бал-маскарад» Верди. Репертуарных экспериментов
Михайловский, как известно,
сторонится, делая ставку на оригинальную, в разумных пределах, режиссуру и предлагая
зрителю приятное, интригующее, но ни в коем случае
не травмирующее
развлечение. Отсюда и определенная консервативность,
и далеко не самые смелые
постановочные
решения. Так, в последней премьере — «Иудейке» Галеви — все
вертелось вокруг
растиражированного приема — переноса места
действия произведения. Вместо
предполагающихся в либретто
средневековых трущоб герои
оказались в псевдонацистских
интерьерах. Но одно дело
музыкально приземленный хит
Галеви, и совсем другое — шедевр
Верди. «Бал-маскарад» — вакхический поток неожиданностей и контрастов, роскошных айри-монологов и драматургически плотных ансамблей. Один же из главных секретов музыки Верди — живой и честный нерв ритма. В «Бале-маскараде„
беззаботная полька
сменяется мужественным вальсом который вдруг оборачивается не на шутку будоражащим галопом: пульсирующее тело музкыки резонирует в слушателях. Верди — мастер
определенности и подлинности. Режиссеру, который берется за постановку его опер, очень важно помнить о самодостаточности музыки итальянца и не перегружать ее лишними дизайнерскими решениями и спецэффектами
Андрейс Жагарс,
бывший киноактер,
ставший бизнесменом и вот
уже не первый год руководящий
Рижским оперным театром,
полон кипучей энергии неофита.
Вот только судя по спектаклям,
которые Рижский театр привозил в Москву три года назад,
Жагарс увлечен как раз внешней стороной оперного дела.
Его цель — превращние оперы в по-кинематографически
эффектный аттракцион, что зачастую оборачиваетается игнорированием особенностей музыкальной драматургии.
Впрочем, понимание специфики музыкального спектакля требует времени. Михайловский театр предлагает посмотреть, в какую сторону за прошедшее время
эфолиционировал стиль Жагарса.

ИНтересно, что так полюбившийся Михайловскому метод вынужденной актуализации был использован еще при создании либретто “Бала-маскарада„: литератор Антонио Сомма
переработал для Верди основанную на реальных событиях пьесу Эжена Скриба “Густав III Шведский». Но петь со сцены
про убийство короля не разрешили, предложив перенести
действие в другую эпоху. После
цензурных перипетий Верди и Сомма переселили действующих
лиц в Америку XVIII века, а короля понизили до губернатора. Из-за всех этих мутаций
политическая злободневность
отошла на второй план, уступив
место лирическому сюжету.
Американцы у Верди ведут
себя как настоящие итальянцы,
совершающие роковые ошибки,
вольные и невольные предательства, одержимые фатальным
жребием, муками запретной
любви и законной ревности.
«Бал-маскарад» — музыкально
сочная, стремительная, грациозная и остроумная опера. И несмотря на любые режиссерские эксперименты — удачные
или неудачные, внимания она
достойна в любом случае.