Международный театральный фестиваль "Александринский": "Квартет"

О событии

Фестиваль «Александринский» открылся важной премьерой — «Чайкой» в постановке Кристиана Люпы. Дальше последуют спектакли нескольких крупных мировых театров — среди них итальянский «Пикколо театро ди Милано» со знаменитым спектаклем «Арлекино — слуга двух господ» в постановке Джорджо Стрелера, Королевский драматический театр из Швеции и легендарный «Комеди Франсез» с неожиданной версией национальной классики — спектаклем «Квартет» по «Опасным связям» Шодерло де Лакло.

Эпистолярный роман Лакло пользуется всемирной славой благодаря двум пышным костюмным экранизациям: одноименной Стивена Фрирза и «Вальмону» Милоша Формана. Его главный герой, любвеобильный виконт де Вальмон, становится жертвой куртуазной интриганки — маркизы де Мертей. Герои романа старательно отвергают свою способность любить, пытаясь подчинить чувства трезвому расчету. Но в итоге Вальмон гибнет, став жертвой страсти. А маркиза остается окончательно пустошенной.

По мотивам «Опасных связей» немецкий постмодернист Хайнер Мюллер создал пьесу «Квартет». У нас Мюллер известен благодаря спектаклям Андрея Могучего, который считает его одним из важнейших драматургов XX века. Несколько лет назад Могучий поставил в «Формальном театре» его главный хит — «Гамлета-машину», а потом использовал мотивы этой пьесы в спектакле «He Hamlet» в «Приюте Комедианта», смик- шировав ее с текстами Владимира Сорокина.

«Квартет» в «Комеди Франсез» поставил другой известный европейский режиссер — Маттиас Лангхофф, покоривший в прошлом году чеховский фестиваль своим Ревизором». Лангхофф в течение многих лет был дружен с Хайнером Мюллером, поэтому способен передать все тонкости этого непростого материала с особым вниманием и интересом. В отличие от многофигурного романа в пьесе оставлено только два главных героя — маркиза и Вальмон. Первое действие происходит в салоне незадолго до Великой французской революции, второе — в бункере во время Третьей мировой войны. Но время и место становятся только фоном для непрерывного диалога двух героев. Их взаимоотношения постепенно превращаются в битву, орудия которой — страсть и интеллект. Это не просто сражение двух литературных персонажей. В их образах режиссер попытался выделить архетипические черты мужчины и женщины. А с помощью своего спектакля — доказать, что борьба полов не имеет конца и начала.

Режиссер использует множество средств, чтобы добиться максимальной выразительности. Он добавляет в спектакль специально снятый фильм, включает в сценографию живопись Катрин Ранкль и одевает героев в пышные костюмы, придуман- ные Ренато Бианши.

Роли в спектакле исполнили Мюриэль Майетт, в 2006 году ставшая директором легендарного театра, и Франсуа Шатто. Об их игре после выхода спектакля «Фигаро» писала: «Маттиас Лангхофф создает головокружительный эффект совмещения двух образов. За рисовой пудрой скрывается смерть, за язвительными шутками — тело, которое обязательно сгниет. Персонажи пришли из «Опасных связей» Шодерло де Лакло. Мертей и Вальмон находятся в состоянии всеобъемлющего обмена, а в конце концов меняют и свой пол, как бы избавляясь от досадной помехи».

На протяжении полутора часов актеры держатся на сцене с изяществом и шиком, которыми славится их родина. И демонстрируют высочайший класс французской театральной школы.

После гастролей сотрудничество Александринского театра и Маттиаса Лангхоффа продолжится. В следующем сезоне немецкий режиссер планирует выпустить здесь русскую классику — «Смерть Тарелкина» Сухово-Кобылина. Можно не со- мневаться, что будущий спектакль удивит нас так же, как удивляет «Квартет».