Петербург
Москва
Петербург

Международный театральный фестиваль "Александринский": "Квартет"

Фестиваль «Александринский» открылся важной премьерой — «Чайкой» в постановке Кристиана Люпы. Дальше последуют спектакли нескольких крупных мировых театров — среди них итальянский «Пикколо театро ди Милано» со знаменитым спектаклем «Арлекино — слуга двух господ» в постановке Джорджо Стрелера, Королевский драматический театр из Швеции и легендарный «Комеди Франсез» с неожиданной версией национальной классики — спектаклем «Квартет» по «Опасным связям» Шодерло де Лакло.

Эпистолярный роман Лакло пользуется всемирной славой благодаря двум пышным костюмным экранизациям: одноименной Стивена Фрирза и «Вальмону» Милоша Формана. Его главный герой, любвеобильный виконт де Вальмон, становится жертвой куртуазной интриганки — маркизы де Мертей. Герои романа старательно отвергают свою способность любить, пытаясь подчинить чувства трезвому расчету. Но в итоге Вальмон гибнет, став жертвой страсти. А маркиза остается окончательно пустошенной.

По мотивам «Опасных связей» немецкий постмодернист Хайнер Мюллер создал пьесу «Квартет». У нас Мюллер известен благодаря спектаклям Андрея Могучего, который считает его одним из важнейших драматургов XX века. Несколько лет назад Могучий поставил в «Формальном театре» его главный хит — «Гамлета-машину», а потом использовал мотивы этой пьесы в спектакле «He Hamlet» в «Приюте Комедианта», смик- шировав ее с текстами Владимира Сорокина.

«Квартет» в «Комеди Франсез» поставил другой известный европейский режиссер — Маттиас Лангхофф, покоривший в прошлом году чеховский фестиваль своим Ревизором». Лангхофф в течение многих лет был дружен с Хайнером Мюллером, поэтому способен передать все тонкости этого непростого материала с особым вниманием и интересом. В отличие от многофигурного романа в пьесе оставлено только два главных героя — маркиза и Вальмон. Первое действие происходит в салоне незадолго до Великой французской революции, второе — в бункере во время Третьей мировой войны. Но время и место становятся только фоном для непрерывного диалога двух героев. Их взаимоотношения постепенно превращаются в битву, орудия которой — страсть и интеллект. Это не просто сражение двух литературных персонажей. В их образах режиссер попытался выделить архетипические черты мужчины и женщины. А с помощью своего спектакля — доказать, что борьба полов не имеет конца и начала.

Режиссер использует множество средств, чтобы добиться максимальной выразительности. Он добавляет в спектакль специально снятый фильм, включает в сценографию живопись Катрин Ранкль и одевает героев в пышные костюмы, придуман- ные Ренато Бианши.

Роли в спектакле исполнили Мюриэль Майетт, в 2006 году ставшая директором легендарного театра, и Франсуа Шатто. Об их игре после выхода спектакля «Фигаро» писала: «Маттиас Лангхофф создает головокружительный эффект совмещения двух образов. За рисовой пудрой скрывается смерть, за язвительными шутками — тело, которое обязательно сгниет. Персонажи пришли из «Опасных связей» Шодерло де Лакло. Мертей и Вальмон находятся в состоянии всеобъемлющего обмена, а в конце концов меняют и свой пол, как бы избавляясь от досадной помехи».

На протяжении полутора часов актеры держатся на сцене с изяществом и шиком, которыми славится их родина. И демонстрируют высочайший класс французской театральной школы.

После гастролей сотрудничество Александринского театра и Маттиаса Лангхоффа продолжится. В следующем сезоне немецкий режиссер планирует выпустить здесь русскую классику — «Смерть Тарелкина» Сухово-Кобылина. Можно не со- мневаться, что будущий спектакль удивит нас так же, как удивляет «Квартет».

21 сентября 2007,

Ближайшие события

ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация