Петербург
Москва
Петербург

XV Международный фестиваль "Звезды белых ночей": "Игрок"

Едва успев оправиться от премьерной "Тоски", Валерий Гергиев спешит показать в Мариинском театре премьеру одной из самых азартных опер - "Игрока" Сергея Прокофьева.
Едва успев оправиться от премьерной "Тоски", Валерий Гергиев спешит показать в Мариинском театре премьеру одной из самых азартных опер — "Игрока" Сергея Прокофьева. Назвать ее ремейком было бы не совсем правильно, хотя формально есть все основания так считать. Во-первых, сюжет сохраняется буква в букву, — таковы требования либретто. А во-вторых, оперу снова режиссирует Темур Чхеидзе, который делал это здесь же в 1996 году. Сильно изменится только картинка, над которой трудится Зиновий Марголин, набивший руку на оформлении "петербургского текста русской культуры" в постановке оперы "Нос" Шостаковича.

"Игрок", так же как "Электра" или "Любовь к трем апельсинам", — образец удачного названия, которое цепляет зрителя еще до спектакля — на зависть киноафише. До Сергея Прокофьева никто не перекладывал Достоевского на язык оперы. Композитор выбрал "Игрока". В ХХ веке игровой инстинкт был признан одним из самых важных, а болезнь века — игромания, угрозу которой описал в своем "Игроке" Достоевский, к 1910-м годам уже поразила Европу и двинулась в Россию. Прокофьев вслед за Достоевским погрузился в исследование этого вируса, который поражает "все существо" игрока, лишая его воли и делая слепым рабом рулетки. Сегодня эта страсть квалифицируется как болезнь, а в Петербурге, к примеру, живет другой очень известный композитор, который проиграл квартиру и многим остается должен.

Страстно увлекшись материалом, индивидуалист Прокофьев сам взялся писать либретто — литературный текст оперы на основе текста Достоевского. Композитор извлек из романа самое остросюжетное, сосредоточившись вокруг стола в казино. Получился чуть ли не сиквел "Пиковой дамы" Чайковского, в котором есть продолжение линии Германа — Алексей, тоже тенор, Лизы — Полина, тоже сопрано, и Графиня — Бабуленька, тоже меццо-сопрано. Только в отличие от Лизы Полина, с поправкой на нервное время, — особа более циничная, страшно истеричная, с садистскими наклонностями и по образу ближе к Настасье Филипповне из "Идиота". Она проверяет любовь, в приказном порядке веля Алексею выигрывать большие суммы. Алексей чуть менее безумен в сравнении с Германом, но более неосторожен и изъеден иронией. Вместо инфернальной и недоброй Графини у Достоевского и Прокофьева остроумная Бабуленька, крайне благоволящая к Алексею. На ее финансовую помощь рассчитывают многие русские обитатели Рулеттенбурга. Она же, кроме Алексея, никому денег не дает, да еще и проигрывает безумное количество в рулетку. В рулетку же там играют все: кто-то из страха остаться без копейки, кто-то — от одержимости. Алексей выигрывает огромную сумму. Но — либо страсть к игре, либо любовь. Финал такой истории, конечно же, трагичен. Прокофьев горько, а иногда зло смеется над заигравшимися муравьями, тараканами и стрекозами в человеческих масках. Темп музыки в опере едва ли не идентичен темпу бешеного бега шарика рулетки.

В Мариинском театре с 1996 года "Игрок" какое-то время держался в репертуаре. Потом вдруг его не стало. Хотя все это время были те, кто мог играть и петь эту технически непростую оперу. Сегодня, конечно, не будет Казарновской, которая когда-то гениально пела Полину. Зато будет замечательный Владимир Галузин, которому одному из немногих под силу передать всю бездну безумия русского игрока.

16 июня 2007,

Ближайшие события

ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация