Петербург
Москва
Петербург

"Приключения Черного квадрата"

Современники и потомки Казимира Малевича за ритуальными плясками вокруг авангардного фетиша.
Кострома прославился инсталляциями из воды, скорлупы, человеческих волос, пуха и перьев, а также бесконечных рядов цифр, напоминающих о маниакальном жестопроизводстве минималистов. Теперь он живет в Берлине. Появлениe художника в Петербурге невозможно было не заметить. На День города Невский покрылся перьями из костюма карнавального Короля. "Оперились" декорации для шатра полунинского "СНежного шоу". Параллельно Кострома делает инсталляцию для выставки "Приключения "Черного квадрата" и планирует реставрацию цифровой росписи башни во дворе "Аптеки Пеля и сыновей" на 7-й линии.

Вы давно здесь не были. Как вам город?

Времена очень сильно изменились, золотые 90-е прошли. Было много, конечно, и безумия. Но настоящее искусство часто рождается в ситуации анархии. Потому что была на политическом и социальном уровне ломка стереотипов, и в мозгу у художников, музыкантов, поэтов тоже ломались стереотипы. В такие моменты и бывает взлет искусств. А сейчас — стагнация. Меня не было здесь три года, и я не почувствовал в городе творческой энергетики. Все чистится, ремонтируется. Фонтаны бьют, туристы приезжают. Но в искусстве, в музеях -полная стагнация.

Вам теперь есть с чем сравнивать.

В одном Берлине 650 галерей, из них 170 — мирового уровня. В то же время это абсолютно неснобистский, демократический город. Там важно быть личностью, продуцирующей новые идеи.

Но вам все же удается и здесь реализовывать грандиозные проекты.

Здесь воплотить творческую идею удается такой кровью, что хочется просто сесть на песочек и смотреть на красивый мертвый город. И скорее домой — работать.

К вашей цифровой башне уже водят экскурсии.

Там сейчас все дворы штукатурятся. Рабочие говорят: это художники баловались, расписали все цифрами. Башня называлась информационно-коммуникационной. Мы увенчали ее яйцом в гнезде. Потом гнездо сбросили, я еще раз поставил, опять сбросили. Я утомился бороться с народной стихией. Сейчас хочу реставрировать башню, но сделать все официально. Я вышел на главного архитектора. Он попросил предъявить поддержку какого-нибудь института. Александр Боровский в Русском музее меня поддержал. Но факс теперь где-то гуляет по ГИОПу.

Это будет перформанс?

Я уж постараюсь сделать из этого шоу, конечно.

Что вы делаете для "Приключений "Черного квадрата"?

Меня пригласили, поскольку в 92-м мы с группой "Тут и там" сделали перформанс "Огород Малевича". В круглом дворике Академии художеств вскопали огородик — черный квадрат. Посадили морковку. Вырастили урожай. И таким образом покусились на икону ХХ века, съев на вернисаже "плоды "Черного квадрата". Действие происходило в Этнографическом музее. Был построен длинный тоннель. Зритель по нему долго шел. В конце сидел Малевич — живой труп, в маске, руки в латексе. Перед ним гора морковки, над ним "Черный квадрат". Так мы провозгласили новую идею искусства, которое поворачивается лицом к природе и отворачивается от футуристического царства машин. Я это называю органической идеологией. Я все время борюсь с технократизмом, и приятно, что мы предсказали проблему, которая стала острой через 10 лет.

Повторите "Огород" один в один?

Нет, так не получается. Там был тоннель 30 метров. Здесь — только пять.

Морковку на рынке купите?

Да, в этот раз уже вырастить не успеем.

Долго хороним Малевича. У нас до сих пор народ дальше Малевича не прыгнет. Уже столько в мире всего произошло. Но смотреть-то надо в будущее. Жизнь динамично развивается.

11 мая 2007,
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация