"Звери в городе: Петербургский бестиарий" | «Звери в городе: Петербургский бестиарий» | Time Out

«Звери в городе: Петербургский бестиарий»

«Звери в городе: Петербургский бестиарий»

О мероприятии

Музей истории Петербурга открывает выставку на тему «Животные в городе».

Музей истории Петербурга открывает выставку на тему "Животные в городе". Так и хочется сказать, что тема многогранная. Но в нашем не слишком ласковом мегаполисе от множества граней остаются три-четыре. Питомцы — домашние, бездомные, на попечении государства — в зоопарке, цирковые. Случайно заблудшие дикие. И каменно-бронзовые — в скульптуре и архитектуре. Краеведческая выставка, с помощью картин, гравюр, рисунков и фотографий описывающая "петербургский бестиарий", — альтернатива чучелам зоологического музея и тесным загонам зоопарка. Выставка не предназначена специально для детей, но тема, конечно, детская.

У каждого ребенка случается период, когда ничто, кроме животных, его не интересует. Разве что мобильные телефоны. Иллюстрированные зооэнциклопедии сметаются с полок не хуже Гарри Поттера, а заяц со зверским оскалом успешно увеличивает продажи сухих завтраков и какао. У этой детской страсти два источника: первый — естественный, чуть ли не генетический: звери жизненно интересуют человека с тех пор, как Адам давал им имена, а первобытный охотник почтительно кушал тотемных предков. Второй — искусственно поддерживаемый, культурный, коммерчески выгодный. У первого нет истории, он вечен; у второго есть, и она очень занимательна.

Например, содержание домашних питомцев было предметом настоящей моды. Почему Екатерине II нравились левретки, а Александру III — лайки? И почему у первых были иностранные клички, а у вторых — русские? Почему каждый уважающий себя светский человек считал долгом заказать модному живописцу Валентину Серову портрет с собачкой? И в какой момент из портретов с домашними животными выветрилось всякое символическое значение (собака в старом искусстве была символом верности)? Зачем по улицам слона водили и почему любимых царских лошадей хоронили на специальном кладбище в Царскосельском парке? Музей истории города владеет богатейшим материалом и в силах ответить на все эти вопросы. Экспозиция должна рассказать об истории науки зоологии и ветеринарии, которую Петр I называл "доброй коновальной наукой", цирков и публичных зоопарков, конного транспорта и экзотическихчастных зверинцев, торговли животными и анималистического жанра в искусстве.

Но анимировать всю эту душе-полезную историю родителям придется, скорее всего, самостоятельно. На всякий случай стоит подготовиться. Например, перед походом на выставку прогуляться по городу, рассмотреть и сфотографировать всех встреченных зверей — живых и скульптурных. На одной Исаакиевской площади четыре, как дети говорят, "лошади": под Петром (не пропустите заодно змеюку), под Николаем I и в узде у Диоскуров (кони с замечательными оскалами) — на ступенях Манежа. Отсюда недалеко до сторожевых львов, которые стоят "с подъятой лапой, как живые", и верблюда Пржевальского в Александровском саду или до сфинксов и грифонов на пристани перед Академией художеств на другом берегу Невы.

Небывалые мифологические создания населяют город плотнее, чем обычные кони, зайцы и львы. Те, кто успел побывать на выставке "Bestiarium Construendum: мифологический конструктор" во время детского музейного фестиваля в Музее истории религии, знают, как увлекательно разбирать на части (хотя бы мысленно) составных чудесных существ, определяя их реалистические "исходники". Дело полезное: и нюх будет, как у собаки, и глаз, как у орла.

Билетов не найдено!

Закрыть