Петербург
Москва
Петербург

"Йо-Йо Ма (виолончель), Кэтрин Стотт (фортепиано)"

Йо-Йо Ма не только гениальный виолончелист, но и гениальный культуртрегер.
Публика творит кумиров из двух очень условных исполнительских типов. Один из них - пророк. Его представляют, например, пианисты Владимир Горовиц и Григорий Соколов, виолончелисты Пабло Казальс и Мстислав Ростропович. Пророк подобен боксеру. Правильный боксер бьет не в соперника, а сквозь него в некую точку, находящуюся позади; так и исполнитель-пророк целится не в конкретное произведение, а в нечто, спрятанное за ним. Поэтому с точки зрения публики пророку можно даже не попадать в ноты, ведь его сила не в них, а "в музыкальной правде".

Другой тип, исторически помоложе, - инженер. Он понимает текст произведения как машину, производящую смысл. Из инженеров широко известны дирижеры Пьер Булез и Джон Элиот Гардинер, скрипачи Гидон Кремер и Ирвин Ардитти. Иногда так бывает, что инженер играет настолько совершенно, что уже неважно, что именно он играет, - он будто прорывается по ту сторону музыки. Тогда его можно принять за пророка. В общем, в такой момент он им и становится.

На это все можно, конечно, возразить, что это профессия такая и каждый артист немножко инженер и немножко пророк. Сложно спорить - вопрос в пропорциях. Йо-Йо Ма скорее инженер. Ему всегда был присущ японский перфекционизм. Все у Йо-Йо Ма вылизано-отлажено, реактивно-позитивно и с неуловимым юмором. Вероятно, поэтому Ма один из самых продаваемых классических музыкантов, а среди виолончелистов точно самый продаваемый: 75 дисков на Sony Classical, из которых каждый пятый получил Grammy. При этом он не только гениальный виолончелист, но и гениальный культуртрегер. Тем обиднее, что в Россию Ма везет банальную программу, которую можно озаглавить "и нашим, и вашим".

Все играют сонату для виолончели Шостаковича, скрипичную сонату Сезара Франка в переложении для виолончели и шубертовскую сонату для арпеджиона. Арпеджион - это виолончель с пятой струной сверху; она была распространена в начале XIX века и довольно скоро вышла из употребления. Виолончелисты любят играть это единственное сольное произведение Шуберта для виолончели, потому что там много высоких нот, рассчитанных для пятой струны, и если сыграть их чисто, то можно показать себя с самой лучшей стороны. Кэтим трем произведениям добавлен Пьяццола, без которого сейчас никак - он обеспечивает заполняемость зала по крайней мере на четверть. Но, может, это и хорошо: Йо-Йо Ма приедет и покажет всем, как надо играть то, что все играют.

Ближайшие события

ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация