Петербург
Москва
Петербург

Фортепианный вечер: Валерий Афанасьев

Валерий Афанасьев играет на рояле так, будто музыка состоит не из отдельных произведений, а существует как единый поток.
Валерий Афанасьев играет на рояле так, будто музыка состоит не из отдельных произведений, а существует как единый поток. Поэтому каждая вещь в исполнении Афанасьева звучит самым неожиданным образом - то в полтора раза медленнее, то с декламацией французского театрального актера. В игре всегда чувствуется, что его интересы шире, чем одна только музыка.

Афанасьев выстраивает две параллельные жизненные линии. Он пишет романы и стихи по-французски и по-английски, они издаются, расходятся. Писатель Афанасьев считает, что литература закончилась на Беккете и что быть плохим писателем начала ХХ века достойнее, чем быть хорошим писателем XXI века. Пианист Афанасьев причисляет себя к исполнителям 50-х годов XX века. Он без обиняков заявляет, что не желает нравиться публике и что публика сейчас измельчала вслед за теми музыкантами, которых она слушает. В музыке пианист-писатель заявляет о себе не как исполнитель, а как соавтор. Его почти не волнует верность тексту. Понятно, что такой подход работает только в случае с хорошо или очень хорошо знакомой музыкой.

И действительно, Афанасьев водит свои философские хороводы в основном вокруг произведений XIX века - Бетховен, Шуберт, Шуман, Брамс, Мусоргский, Шопен. Несмотря на крайний консерватизм и приверженность только большому, светлому и чистому, Валерий Афанасьев фактически ставит знак равенства между музицированием и риском. Иногда это приводит к провалам и недоумению критиков, иногда - к настоящим озарениям. Музыкант, который открыто признает, что не знает, "как надо играть", и каждый раз придумывает свою игру заново, заслуживает самого пристального внимания.

Играя, Валерий Афанасьев по-особому взмахивает руками. Они у него очень большие, белые и мягкие. Последние годы пианист начал дирижировать, равняясь на мастеров прошлого (Фуртвенглера, Менгельберга, Клемперера), и это получается у него удачно. Афанасьев гедонист и философ, любит хорошие вина, дегустирует их почти профессионально и даже привозит редкие сорта и бутылки в Россию, чтобы поделиться удовольствием с друзьями.

Живет в Версале - в начале 70-х он не вернулся из гастрольной поездки и попросил политического убежища в Бельгии. В 1970 году стал лауреатом конкурса королевы Елизаветы в Брюсселе.

5 декабря Афанасьев будет солировать в Девятом фортепианном концерте Моцарта, а седьмого числа сыграет четыре сонаты Бетховена.

19 ноября 2006,

Ближайшие события

ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация