Петербург
Москва
Петербург

Вадим Козин, Виктория Илюшкина. "Советский век. Реконструкция"

Художник Владимир Козин, гениальный арт-панк, обратился в себя и предался воспоминаниям.
Художник Владимир Козин, гениальный арт-панк, обратился в себя и предался воспоминаниям. В галерее "КвадраТ" он выставляет свои фирменные коллажи, посвященные мечте о золотом веке времен героического строительства коммунизма. Козин собирает вырезки из старых журналов, открыток и фотографий, трафаретные казенные цифры, кусочки гофрокартона и всякий мелкий художественный хлам в скромные по размерам, но глубокомысленные композиции. Все это сопровождается "титрами", написанными белым карандашом по черной бумаге, как будто мелом по аспидной доске. Те, кто застал такие скрипящие и повизгивающие доски старого образца (в начале 80-х их стали заменять зелеными стеклянными), со специфическим запахом подгнившей тряпки и мокрого мела, реагируют на сигнал мгновенно — впадают в советское детство. Анимировать утопию помогает Козину Виктория Илюшкина, известная тем, что заставляет петь то танк во дворе Артиллерийского музея, то маяк на острове Кронштадт. В ее аудиоинсталляциях покладистые экспонаты неожиданно обнаруживают круглые бархатные голоса звезд советской эстрады. На этот раз арт-объекты будут погружены в звуковой коллаж из речей и радиосводок той эпохи.

Козин всегда попадает в самую точку, все его искусство — как хороший анекдот, одновременно мудрый и смешной, в трех словах раскрывающий нелицеприятную правду, безо всякой морали, разумеется. На этот раз получились автобиографические анекдоты про Вовочку Козина. Герой прожил пять дней в одном мире со Сталиным, после смерти которого мир не рухнул и Вовочка остался покорять пионерские рубежи. Козин уверяет, что все это совершенно лишено иронии и стеба. Куратор определяет качество коллажей как "угрюмый лиризм".

Козина знают прежде всего как одного из инициаторов Товарищества "Новые тупые" — объединения талантливых разгильдяев, которое празднует сейчас десятилетие. Просуществовав с 1996 по 2001 год, Товарищество было самым ярким явлением в местном искусстве. "Тупые" — наследники дадаистов — делали абсурдные перформансы, которые всегда точно отражали дух времени. Они носили по городу чайный столик, распивая чаи на каждом перекрестке, воздвигали на Литейном проспекте памятник комару как символическому животному Петербурга, во время выборов призывали голосовать за Чебурашку как всем понятный и всеми любимый "новый образ лидера", публично каялись за всю нацию, призывая уехавших евреев вернуться в Россию, делали из самих себя пирожки с вишнями и варили суп из топора.

По козинским неказистым арт-объектам как по барометру можно делать прогноз погоды "за бортом". То, что он ищет дух времени в прошедшем, говорит о многом в настоящем. Возможно, конспиративные стратегии подпольного искусства еще пригодятся. Только что Козин открыл в "Борее" собственную галерею. На самом деле злую пародию на галерею. Если "правильные" галереи — это хороший дизайн, красавицы-владелицы плюс богатые коллекционеры, то у Козина все наоборот. "10х15" — это боксик из девяти икеевских рамок указанного размера. В любой момент можно сложить всю галерею в полиэтиленовый пакет и дать деру. Минимум денег: чистая идея. Как, собственно, и все творчество "Новых тупых". С этим они уже вошли в историю искусств, и в ближайшее время стоит ожидать их большой музейной ретроспективы.

ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация