Петербург
Москва
Петербург

Гастроли Балета Прельжокажа: "Времена года"

В начале спектакля по сцене пройдет пара инопланетян в прозрачных скафандрах, в финале обнимется пара гигантских ежей, - мир прекрасен и без не замечающего его человечества, говорит Прельжокаж.
Три года назад против приезда театра Анжелена Прельжокажа в Москву протестовали озабоченные православные: в "Благовещении" роль Aрхангела Гавриила была отдана балерине, и фундаменталисты подозревали, что на сцене между двумя женщинами может произойти что-то нехорошее. Но ангел сделал несколько па, целомудренно чмокнул Марию в живот и растворился в пространстве. Однако сказать, что публике не обеспечили обещанного скандала, нельзя: в "Весне священной", которая шла в тот же вечер, танцовщицы демонстративно снимали трусы и укладывались на зеленые пригорки; мужчины трудились над ними яростно, в соответствии с музыкой. Да, Прельжокаж это любит: чтобы народ выходил со спектакля и сообщал знакомым: представляешь, а вот этот!.. Вот этот в Парижской Опере восемь лет назад поставил "Казанову", в котором героиня вдумчиво листала справочник по венерическим заболеваниям. Но родившийся в Париже албанец свою мировую славу, свой театр в Эксан-Прованс и свой орден Почетного легиона получил все-таки не за эпатаж. Ну или не только за него - что докажет именно спектакль "Времена года".

Прельжокаж невежлив с музыкой (он кромсает партитуры, устраивает незапланированные паузы) - и при этом удивительно музыкален. За это его и любят во всем мире, а еще - за потрясающие "картинки".

Он умеет выбирать художников. И он умеет вплавлять танцы в сценический пейзаж. В "Парк", сделанный им двенадцать лет назад для Парижской Оперы, он позвал Тьерри Лепру, и там расцвел Версаль: дамы и кавалеры в нижнем белье резвились среди геометрических кустарников. А для постановки "Времен года" был приглашен Фабрис Ибер.

Сияние пляжа, торжество снега, полоски первой травы. Вместе с солнцем и луной над сценой повисли и части одежды, и стул, и что-то вроде подушки. Отмечая перемену сезонов, они перемещаются в воздухе - и еще меняется свет, то желтый, то синий, то ослепительно белый. Быть может, эти висящие в небе штуки - знаки зодиака: кто-то родился, например, под знаком дамского корсета. Или мобили-погремушки, подвешенные кем-то сверху, чтобы успокоить яростно прыгающую человеческую толпу. Но что бы это ни было - при переменах знаков люди не меняются.

Нет, конечно, переход от весны к лету срифмован с преображением балерины (вот только что скакала в трусах и майке, тут появляется в вызывающем черном купальнике и водружается на "шпильки"), но вся маленькая толпа по-прежнему моторна. И какие-то важные вещи - как дуэт, в котором танцовщик все старается ровненько уложить партнершу на сцену, ласково вытянуть ей ноги и притулиться сверху, а женщина сбрасывает его, работая конечностями, как вентилятор, и тает в руках только тогда, когда он становится жестким и жестоким, - все это происходит без внимания к движению светил. В начале спектакля по сцене пройдет пара инопланетян в прозрачных скафандрах, в финале обнимется пара гигантских ежей, - мир прекрасен и без не замечающего его человечества, говорит Прельжокаж. Но оно тоже может стать нескучной частью пейзажа.

20 сентября 2006,

Ближайшие события

ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация