Петербург
Москва
Петербург

"Европа - Азия. Фактор времени"

Конкурс придумали в Екатеринбурге в 2002 году. Скоро из него должен вырасти первый в России музей карикатуры. Автор идеи и организатор конкурса, главный художник екатеринбургского юмористического журнала "Красная Бурда" Максим Смагин рассуждал о том, искусством или журналистикой является карикатура.
Конкурс придумали в Екатеринбурге в 2002 году. Скоро из него должен вырасти первый в России музей карикатуры. Автор идеи и организатор конкурса, главный художник екатеринбургского юмористического журнала "Красная Бурда" Максим Смагин рассуждал о том, искусством или журналистикой является карикатура.

Были острые и злые картинки, которые пришлось отсеивать из соображений политкорректности?

Нет. На последнем конкурсе была отсеяна только одна картинка порнографического характера. Ничего более. Художники не эпатировали.

А есть ли внутри цеха какая-то позиция по поводу недавнего карикатурного скандала?

Думаю, что это была политическая конъюнктура, искусственно раздутый конфликт. И его сейчас продолжают раздувать азиатские сайты, предлагающие провокационные темы для конкурсов карикатур — холокост, например. Но нет худа без добра: это подогревает интерес к карикатуре.

Вы считаете, у художника свободы больше, чем у журналиста?

Да. Ведь карикатуру можно интерпретировать по-разному. Художник доносит свою идею. Но лакмусовая бумажка — это зритель, то, как он ее понимает.

Как попадают в карикатуристы? Специально ведь этому не учат?

Нет, конечно. И академическое художественное образование — не есть пропуск в этот мир. Это должно быть особое сознание — абсурдное, способное соединять несоединимое.

Карикатуристу, наверное, много приходится работать? Может карикатура кормить автора?

Профессиональная карикатура кормит. Но это зависит от уровня художника. Хороший карикатурист получается, когда в одном лице соединяются и сценарист, и аниматор, и режиссер. Обычно художники входят в штат каких-то изданий. Вот я, например, обрисовываю шутки, которые придумывает авторский коллектив — человек 14. Моя задача — их воплотить. Есть внештатники, которые рассылают картинки по разным изданиям. И тут карикатура — золушка, обидно, когда картинкой просто "затыкают" дыру на полосе. Есть художники, которые представляют "лицо издания". Вот Андрей Бильжо. Он еще и ресторатор. Из карикатурного образа Петровича выросла целая ресторанная сеть. В основе всего, что делает Бильжо — карикатурный взгляд на жизнь.

Считается, что карикатура развивается, когда активизируется социальная жизнь. Как вы сегодняшнюю ситуацию оцениваете?

Она очень противоречивая. Есть хорошая авторская карикатура, которая не доходит до зрителя. А есть картинки на потребу, которые публикуются в бульварных газетах, буквально иллюстрация анекдотов.

А есть карикатура с большой буквы?

Есть. Тимур Козаев в "Итогах", Сергей Тюнин в "Коммерсанте", Игорь Смирнов в "Известиях"… Определить уровень карикатуры можно, если ее вырезать из полосы и посмотреть на нее отдельно. Она может быть самодостаточной. Карикатура развивается, а подобные конкурсы позволяют понять тенденции этого развития.

Традиционно карикатура пользовалась бумажным "носителем". Как Интернет на нее влияет?

Интернет полезен с точки зрения общения художников. Много конкурсов в сети. В Азии сейчас вал карикатурный. Хороший иранский сайт -www.irancartoon.com. Очень много китайских конкурсов. А участвуя в конкурсе, получаешь каталог. Так можно быть в курсе мировых трендов.

У карикатуры в Интернете есть преимущество — она практически ничего не теряет при репродуцировании.

Я бы поспорил. Все же оригинал очень важен, в нем есть авторская энергия. Но, вообще-то, идея превалирует над формой.

То есть это концептуальное искусство.

Да, именно концептуальное.

19 июля 2006,
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация