Иван Плющ "Процесс прохождения 3" | Арт | Time Out

Иван Плющ «Процесс прохождения 3»

Выбор Time Out

О выставке

В галерее Anna Nova проходит выставка Ивана Плюща «Процесс прохождения 3» – об исчезнувших за навязанными стереотипами людях.

За всю историю Anna Nova это, пожалуй, самый удачный проект с точки зрения использования ее архитектуры: галерея располагается на двух этажах, Плющ занял для своей выставки оба.

На первом этаже – картины. Десяток холстов одинакового формата и сюжета: Плющ воспроизводит типичные «фотографии из путешествий». Люди снимаются на фоне достопримечательностей: Эйфелевой башни, величественных итальянских руин, на худой конец – моря и пальм. Только вот людей – нет. Персонажи Ивана Плюща – стройные, очевидно подкачанные в дорогом спортзале силуэты – абсолютно взаимозаменяемы. У них нет лиц, нет возраста, даже почти неважно, мужчина был на этом месте или женщина. В них, собственно, нет вообще ничего, кроме вопиющего отсутствия: где должен был быть человек, там белое пятно и горстка осыпавшейся краски на полу. Этакий антипортрет, когда нарисован только фон, а сам главный герой исчез, и художник рисует уже не героя, а его исчезновение.

На втором этаже Плющ построил дом. Настоящий садовый домик: крытая рубероидом двускатная крыша, чердачное окошко, дымовая труба. Водосточные трубы уходят в пол и проходят вниз, на первый этаж, неожиданно возникая среди картин. Только льется из них не вода, а песок. Стены второго этажа вокруг домика затянуты голубой баннерной тканью с отпечатанными на ней облаками – искусственное небо, точь-в-точь как на заставке Windows. Время от времени звучит заимствованное из той же операционной системы тревожное «та-дамм!» – звук, сообщающий об ошибке.

Иван, твоя выставка называется «Процесс прохождения». Прохождение чего? Прохождение жизни.

Почему цифра три?
Это уже третья выставка из проекта, посвященного тому, как и чем мы живем. Первые две я сделал в Екатеринбурге. «Прохождение 1» – это была стометровая красная ковровая дорожка, символизирующая жизненный успех, – но ведь людям не всегда нужен именно официальный успех, возможно, на самом деле они к чему-то другому стремились. Для «Прохождения 2» я посадил внутри автомобиля растения, превратил его в огород. Это о том же: атрибуты успеха, к которым люди стремятся, часто затмевают для них их настоящие желания. Может, человек на самом деле хотел не ездить на «Бентли», а цветы растить. Я рассказываю историю о том, что люди часто живут чужими интересами, не своими желаниями, стремятся к целям, которые им навязаны. Может быть, это не их желание – быть директором большой корпорации, иметь три машины и яхту. Может, человек на самом деле мечтал автослесарем быть, его от этого прет. Но это непрестижно, и человек вместо своей мечты садится в офис, покупает нужную для престижа дорогую машину, хотя сам живет в коммуналке. В результате люди забывают, чего они сами хотят, и исчезают как личности. Так и персонажи моих картин: они фотографируются на престижном туристском фоне, они попадают на открытки, но сами исчезают, осыпаются глянцевой шелухой.

Дом на втором этаже – это та настоящая жизнь, о которой мы забываем? Дом – это всегда родина. Даже в компьютере, в интернет-навигаторе домашняя страничка обозначается значком в виде домика с трубой. Такой значок интуитивно понятен каждому: домик – это родное. Я провел детство на даче, у меня был как раз такой дом, в инсталляции есть части интерьера, привезенные из деревни. Мои персонажи должны бы жить там, внутри. Но я не делю реальность на настоящее и ненастоящее: дом для этих людей – тоже обманка, вокруг – их фальшивое небо, и звук, постоянно напоминающий об ошибке, которую они так же постоянно делают… Поэтому в трубы вместо воды сыплется песок, олицетворяющий обезвоженность, процесс превращения живой субстанции в пустыню.

Билетов не найдено!

Закрыть