Петербург
Москва
Петербург
u u u u u Мнение редакции

Сольный концерт Кристины Шефер

В рамках Года Германии в России в Концертном зале Мариинского театра с сольной программой выступает Кристина Шефер – одна из ключевых немецких певиц современности.
Далека от стереотипа великой немецкой певицы, Шефер споет предельно немецкий цикл Шуберта «Зимний путь»
Трудно вспомнить артистку, более далекую от стереотипного образа великой немецкой певицы, и тем не менее ею являющуюся. Не дева-воительница с голосом-мечом, не лучезарная дива, не Брунгильда, не Саломея и уж тем более не Электра: в том, что в конце прошлого века вконец дегероизированная и денацифицированная Германия выдвинула в свои оперные протагонистки вокалистку с внешностью и голосом Кристины Шефер, нет ничего необычного. Она – любимое дитя фрустрированной послевоенной эпохи и лучшая ученица своего легендарного учителя Дитриха Фишера-Дискау. Школа первого в немецкой истории певца-космополита, не признававшего стилевых границ и эстетических монополий, позволяет сопрано Шефер оставаться одинаково убедительным в репертуаре от Баха до Веберна и от Моцарта до Мессиана. Но, разумеется, не в профессиональном мастерстве секрет ее небывалого карьерного успеха и артистической притягательности. Шефер всегда брала трудно поддающимся рациональному объяснению «чем-то еще» – впечатляющей и парадоксальной индивидуальностью.

Рыже-белый клоун с лицом то ли падшего ангела, то ли загадочно-роковой, нервно-изломленной незнакомки родом из Серебряного века, каким-то непостижимым образом прописавшейся в современности, – идеальный Лунный Пьеро из монодрамы Арнольда Шенберга, непревзойденную интерпретацию которой заснял на пленку покойный муж Шефер кинорежиссер Оливер Херрманн. Исполненная религиозного экстаза христианская великомученица Теодора в одноименной генделевской оратории и бесплотный Ангел, сопровождающий Святого Франциска Ассизского Оливье Мессиана. Вечно молодая (в свои нынешние сорок семь Шефер выглядит на двадцать с чем-то) и обладающая уникальной способностью к перевоплощению травести – образцово-показательная исполнительница брючных ролей, от моцартовского Керубино до Октавиана из «Кавалера розы» Рихарда Штрауса. Сверхчувственная и вместе с тем ледяная фам фаталь с телом подростка и душой «женщины, созданной, чтобы развращать, отравлять и убивать» – одним словом, Лулу Альбана Берга: именно эта партия, в которой Шефер в 1995-м дебютировала на Зальцбургском фестивале, принесла мало кому известной дебютантке славу универсальной певицы.

И универсальной актрисы: эпоха ее расцвета неслучайно пришлась на вторую половину девяностых и начало нулевых, время расцвета радикальной оперной режиссуры, сразу признавшей в умнице Шефер свою фаворитку. Ее с первого взгляда полюбили Михаэль Ханеке (его парижский «Дон Жуан» стал одним из ключевых спектаклей в жизни артистки) и Кристоф Марталер, поставивший на Шефер максимально далекую от привычной глянцевитости и поражающую неожиданной трагической глубиной «Травиату» Джузеппе Верди. В Петербург Кристина Шефер впервые приезжает с вокальным циклом «Зимний путь» Франца Шуберта – интересно, как эта энциклопедия немецкой жизни и одновременно полная романтической боли монодрама прозвучит в исполнении, пожалуй что, самого многогранного голоса современности. Еще одна интрига – едва ли не главная – насколько «Зимний путь» Шефер окажется далек от эталонной интерпретации ее крестного отца Дитриха Фишера-Дискау, ушедшего из жизни минувшей весной.
2 августа 2012,

Ближайшие события

ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация