Петербург
Москва
Петербург

Виктория Муллова представляет российскую премьеру программы The Peasant Girl

Муллова бежала из СССР во время финских гастролей, оставив в гостиничном номере скрипку Страдивари
По-хорошему ее биографию уже давно следовало бы экранизировать – и если голливудские боссы до сих пор не заключили с Викторией Мулловой никаких контрактов, то только потому, что отлично знают: она непредсказуема и по-прежнему способна в любой момент совершить очередной крутой карьерный вираж, без которого сценарий захватывающего байопика об одной из лучших современных скрипачек окажется неполным. Хотя фильм в любом случае получился бы не о музыке, а о человеке и его судьбе. Детство в подмосковном Жуковском, беспросветно-кабальная юность типичного вундеркинда, учеба сначала в московской Центральной музыкальной школе, а потом в Московской консерватории – и первые столкновения с советской системой. Не по годам даровитую Муллову партийное начальство определило в отряд особого назначения – хрупкой девушке предстояло защищать честь империи зла на главных европейских исполнительских турнирах. Разговор, как вспоминала сама артистка, был короткий: не вернешься с золотом, не станешь первой – тебя за это в Сибирь сошлют, в музыкальной школе работать. Что на конкурсе им. Я. Сибелиуса (1980), что на конкурсе им. П. И. Чайковского (1982) она не играла, а боролась за выживание.

Эта борьба могла продолжаться еще очень долго, если бы в 1983-м во время гастролей в Финляндии Муллова не рискнула пойти ва-банк – обведя вокруг пальца конвоира из КГБ и бежав из гостиницы, предварительно демонстративно оставив на кровати скрипку Страдивари из коллекции Госфонда: мне, мол, от вас больше ничего не надо. Дальше была погоня, переход через финско-шведскую границу, парики и поддельные паспорта, бронированная машина с охраной и предоставленный США статус политического беженца. Обосновавшись сначала в Вашингтоне, потом в Лондоне, Муллова вышла замуж за дирижера Клаудио Аббадо, предсказуемо быстро достигла карьерного пика – чтобы в конце концов понять, что западная музыкальная индустрия, разумеется, выгодно отличается от советской культурной модели, но в реальности оставляет артисту не так-то уж и много пространства для творческих маневров. Поменяв современную скрипку на барочный инструмент с жильными струнами и разорвав контракт с мейджором Philips, в начале нулевых Муллова опять начала новую жизнь: со старинным смычком в руках, с собственным The Mullova Ensemble и полной свободой, которую ей предоставил независимый лейбл Onyx.

В прошлый свой приезд в Петербург Муллова пожаловалась, что на родину ее приглашают с исключительно академическим репертуаром, а он ей уже давно смертельно надоел – и пообещала вернуться с программой в жанре crossover. Прождав обещанного положенные три года, фанаты могут ликовать: в рамках филармонического фестиваля «Музыкальная коллекция» скрипачка сыграет материал своего последнего альбома The Peasant Girl – мэш-ап из цыганщины, джаза и инструментальных каверов классиков рока. Члены аккомпанирующего Мулловой квартета говорят, что изначально никакой особой концепции у проекта не было: записывали все, что хотели, – так, например, в сет-листе появилась давшая название всему диску песня Weather Report. Потом кому-то захотелось сыграть пару хитов Джанго Рейнхардта, черпавшего, как известно, вдохновение из цыганской музыки, за ними подтянулись Золтан Кодай и Бела Барток – и уже задним числом выяснилось, что программа про свободолюбие и импровизацию сложилась в исчерпывающий музыкальный портрет самой Виктории Мулловой.
28 апреля 2012,

Ближайшие события

ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация