Алена Шаповалова "Пещеры технонеолита" - Фото №0

О событии

«Кошмары бывают цветные и черно-белые», – говорил голос за кадром в одном советском фильме. Картины Алены Шаповаловой – эталонные черно-белые кошмары.
В них все как во сне: и один и тот же непрекращающийся сюжет, и вязкость, затягивающая зрителя в бесконечно повторяющиеся пассажи, и невозможность ничего с этим сделать. Мир Шаповаловой сделан из бетона и железа, освещен тусклым дежурным светом: это подземные ходы, туннели метро, тянущиеся на километры ребра арматуры. И даже не скажешь, что это так любимый писателямифантастами техноапокалипсис: вроде бы и никакой катастрофы не видно, здесь без всяких ядерных войн сама жизнь – как после смерти, в подземном царстве. Лишенный всякого цвета, в черных потеках акрила, индустриальный ад Шаповаловой выписан настолько тщательно и подробно, что кажется даже уютным. Тем не менее ощущение жути заставляет зрителя отшатнуться, искать защиты в искусствоведении. И оно дает защиту: техногенные пещеры Шаповаловой – это, разумеется, и штудии перспективы, и эксперимент с непокорной фактурой. Но холодность, с которой она исследует явную жуть, – все же главное, что заставляет ее картины притягивать, как магнит.