Петербург
Москва
Петербург

Российский национальный оркестр

Самые ожидаемые концерты октября - двухдневные гастроли Российского национального оркестра под управлением Михаила Плетнева.
По биографии этого коллектива можно изучать новейшую историю России. Основанный в 1990-м, Российский национальный оркестр (РНО) стал провозвестником скорого распада СССР – отнюдь не только потому, что детище пианиста Михаила Плетнева финансировалось исключительно за счет спонсорских вливаний, а львиную долю бюджета формировали пожертвования из США. Революционна была сама мысль о том, что какие-то неофиты могут в один миг развалить десятилетиями складывавшуюся конъюнктуру симфонического рынка. Советские оркестры привыкли к существованию в рамках жестко структурированной иерархии: на первом месте – ленинградские филармоники Евгения Мравинского, на втором – Евгений Светланов со товарищи, за третьи и четвертые позиции шла непрекращающаяся борьба. Давая РНО имя, Плетнев демонстративно обозначил новые правила игры: у той страны, что уже совсем скоро придет на смену Совдепии, будет только один главный оркестр – а всем прочим придется подвинуться. Сказано – сделано: побросав насиженные места, в РНО приходят лучшие музыканты обеих столиц, его визитной карточкой становится еще недавно запрещенный «Славянский марш» Чайковского с цитатой гимна «Боже, царя храни», в роли посла независимой России новорожденный выступает перед папой римским и первым из соотечественников получает премию Grammy.

Настойчивое реформистское желание если не отменить, то хотя бы радикально переосмыслить всю предыдущую отечественную оркестровую традицию, заметно и в репертуарной политике РНО. В первые же годы амбициозный Плетнев посягает на цикл всех симфоний Чайковского: сняв со святая святых патину времени, очистив от штампов и подкрутив гайки, РНО записывает комплект пластинок для самого авторитетного в академическом мире лейбла Deutsche Grammophon, в один миг становясь для Европы непререкаемым авторитетом в русской музыке. Поначалу воспринимавшийся лишь символом эпохи перемен, РНО быстро обретает профессиональное признание за рубежом – все потому, что даже экспортная национальная классика у Плетнева звучит откровенно прозападно. На просвещенный европейский манер устроена и форма правления: в начале 2000-х упраздняется пост главного дирижера – отныне РНО руководит представительная коллегия приглашенных маэстро, собравшая разительно не похожих друг на друга музыкантов – от харизматика Кента Нагано до парадоксалиста Владимира Юровского.

К такой демократии музыканты пришли после того, как не сработались с Владимиром Спиваковым, которому Плетнев опрометчиво передал бразды правления двенадцать лет назад. Покидая РНО в 2003-м, Спиваков увел за собой лучших оркестрантов первого состава, и этот раскол едва не стал началом конца. Отказавшийся от фортепианной карьеры Плетнев не просто вернулся к руководству любимым предприятием, но фактически возродил его из руин – пополнив ряды молодежью и заново отстроив по своему разумению. На исполнительский стиль РНО явно повлияла эстетика Плетневапианиста: самый интеллектуальный из отечественных оркестров делает ставку на формальное совершенство структуры, математически точный расчет и логику холодного отстранения – то есть на качества, никогда не бывшие в чести у конкурентов Российского национального. В Петербурге подопечные Плетнева в последний раз выступали два года назад и теперь привозят сразу две программы: в первой Четвертая симфония Шумана значится бок о бок с абсолютной вершиной РНО – «Манфредом» Чайковского, вторая отведена под музыку балета Александра Глазунова «Времена года».

Ближайшие события

ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация