Петербург
Москва
Петербург

VIII Международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой

До сих пор проходивший в Филармонии, в этом году конкурс переехал в Капеллу
Предосенний воздух отчетливо пахнет порохом и картечью: конкурс имени Чайковского финишировал без малого два месяца назад, а баталии вокруг него и не думают утихать. Между тем на пятки «Чайнику» наступает очередное состязание вокалистов – хотя кому, казалось бы, в такой нервной обстановке нужен еще один конкурс? Нюанс, однако же, заключается в том, что курируемое Еленой Образцовой мероприятие довольно радикально выделяется из числа прочих отечественных музыкальных соревнований. Для начала стоит напомнить, что конкурс Образцовой – история сугубо частная. Это обстоятельство в конечном счете определяет правила игры: народное меццо-сопрано России вполне может позволить себе не представлять чьи-то интересы, а воплощать в жизнь собственные – Образцова собственноручно привлекает немаленькие бюджеты, лично определяет регламент и председательствует на каждом из прослушиваний, излучая не слишком характерные для конкурсов радушие и оптимизм.

Конкурс в России – больше чем конкурс: формально считаясь соревнованием молодых вокалистов, каждая соперничающая с конкурсом Елены Образцовой фирма фактически вынуждена по умолчанию претендовать на что-то большее. Конкурс имени Римского-Корсакова в идеале призван обслуживать Мариинский театр и, заботясь о пополнении труппы, работать филиалом отдела кадров мультиплекса Валерия Гергиева, а по совместительству – служить доской почета для студентов местной Академии молодых певцов. Конкурсу имени Чайковского на роду написано быть самым лучшим и самым главным, но на деле его организаторы действительно озабочены лишь тем, чтобы максимально результативно отоварить государственный бюджет. Конкурс Елены Образцовой с каждым годом прибавляет авторитета и усиливает состав участников, но вот чудо: никакими особенными амбициями он не отягощен. В это почти невозможно поверить, но, похоже, организаторам по-настоящему хочется только трех вещей: максимально честного состязания, максимальной его прозрачности и максимальной репрезентативности.
По поводу результатов конкурса Образцовой почти никогда не возникает яростных споров: в жюри заседают сплошь оперные легенды – с резидентствующими в нынешнем году Терезой Бергансой, Ренато Брузоном, Хуаном Понсом и Миреллой Френи и впрямь особенно не поспоришь. Имена участников до начала прослушиваний в подавляющем большинстве неизвестны ни профессионалам, ни любителям – на конкурс Образцовой приезжают певцы, еще не искушенные концертным бизнесом и не прошедшие через мясорубку оперной сцены. И, пожалуй, самое ценное: конкурсанты не слишком задумываются о том, чтобы подписать удачный контракт или обеспечить себя работой на пару ближайших лет. Коммерческие мотивы, конечно, присутствуют, но подспудно: ни для кого не секрет, что у всех без исключения лауреатов последних лет, от первого вагнеровского баса Европы Михаила Петренко до россиниевской звезды Юлии Лежневой, с карьерой полный порядок. Но если на прочих конкурсах марафонцы занимаются либо спортом, либо политикой, то у Образцовой (что удивительно) ближайшие полторы недели будут посвящены музыке. Для того чтобы убедиться, насколько этот опыт уникален для сегодняшней культурной ситуации, у городских меломанов есть еще как минимум два года – аккурат до следующего конкурса.
31 августа 2011,

Ближайшие события

Персона

ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация