Петербург
Москва
Петербург

Проклятье голодающего класса

Хедлайнером нынешнего театрального фестиваля "Радуга", несомненно, следует считать спектакль Саратовского ТЮЗа "Проклятье голодающего класса".
Режиссер «Проклятья» Ли Бруер – сухопарый, жилистый, моложавый мужчина 74 лет, ходит в неизменной черной шапочке, черном пуловере и потертых джинсах, обладает мрачным шармом бывалого рокера. Обитает он, как правило, в Нью-Йорке, где находится его детище – театр Mabou Mines. Фамилию Бруера можно найти в любой вменяемой энциклопедии – через запятую с другими величинами американского театрального авангарда: Уилсоном, Ле Компте и Фореманом. Поклонник Мейерхольда и Эйзенштейна, Бруер мыслит спектакль как монтаж ярких сценических аттракционов. Классик театрального постмодерна, он последователен в стремлении к радикальной интерпретации хрестоматийных пьес. Говоря о Бруере, вспоминают его «Госпел в Колоне» с Морганом Фрименом – спектакль по мотивам трагедии Софокла, в котором играли только чернокожие, «Короля Лира» – в нем все герои поменяли пол – и «Кукольный дом», где мужские роли были поручены лилипутам. На днях Бруер сотряс стены благочинного парижского «Комеди Франсез», выпустив там «Трамвай «Желание» Уильямса в японском стиле. А перед Парижем поставил спектакль в Саратове – трудно поверить, но факт.

Этим странным событием мы обязаны не менее экстравагантной троице: Дмитрию Медведеву, Бараку Обаме и Валерию Райкову. Президенты России и США сговорились «перезагрузить» отношения – и в порядке культурного обмена инициировали грант Американского госдепартамента на постановку в России видного режиссера. Вот тут и появился директор Саратовского ТЮЗа Райков, который умудрился убедить и Госдеп, и собственно режиссера Бруера в том, что лучшего места для культурного обмена, чем подведомственный ему театр, в России не сыскать.

Слегка смешит то обстоятельство, что выбранная Бруером для постановки на деньги Госдепа пьеса Сэма Шепарда «Проклятье голодающего класса» (1978) – трагифарс, содержащий острую критику американского общества, по сути – рассказ о его вырождении. Муж и жена, алкоголик Вестон и нимфоманка Элла, пытаются облапошить друг друга, тайком продав за пригоршню долларов совместное недвижимое имущество. Самые здравомыслящие тут, пожалуй, дети – оторва Эмма и флегматичный Весли, мечтающий о карьере рок-героя. Но они слишком слабы, чтобы остановить нарастающую инерцию, с которой семейство катится под откос. Не сказать чтобы Бруер поставил в Саратове свой лучший спектакль: открытая и страстная манера игры, которую он предложил местным актерам, иногда переходит у них в исступленное горлопанство. Безупречны в своих ролях только Елена Вовненко (мама Элла), Андрей Быков (барыга Эллис) и трогательный живой ягненок. Однако блестящий режиссерский рисунок считывается даже в сбивчивом исполнении. Реалистическое повествование о том, куда приводят внушенные масскультом мечты, то превращается в подобие рок-шоу, то прикидывается мюзиклом, то вестерном, то эротической мелодрамой. Трансляция лиц героев на видеоэкран (камера спрятана на газовой плите, в кастрюле с артишоками) перемежается кадрами комиксов. К финалу реальность и морок массмедийных фантомов сольются во едино, и появление на сцене арабского террориста, выпускающего в зал автоматную очередь, уже никого не удивит. Старина Бруер с легкой усмешкой предостерегает зрителя: мечтай себе, ягненочек, хоть в Калифорнии, хоть в Саратове, но имей в виду, что иллюзии, тиражируемые поп-культурой, наяву чаще всего воплощаются в жанре хоррора. Текст: Андрей Пронин

«Проклятье голодающего класса»
13 мая, на сцене Театра юных зрителей им. Брянцева
18 апреля 2011

Ближайшие события

ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация