Петербург
Москва
Петербург

"Время перемен" ("Искусство 1960-1985 в Советском Cоюзе")

Работы Коржева, Андронова, Никонова, Моисеенко, Загонека, Арефьева, Вайсберга, Рабина, Янкилевского, Целкова и др. художников, кадры фото- и кинохроники, музыка, поэзия и художественные фильмы 60-80-х гг. Более 200 работ из коллекции Русского музея, музея Людвига в Аахене (Германия) и частных собраний.
Машина интерпретации отъехала достаточно далеко, можно уже инспектировать стереотипы в отношении «советского» (и «антисоветского») искусства. И пытаться реконструировать атмосферу. За стереотипы отвечают живопись, скульптура, объекты 1960-80-х. За атмосферу — кино, фото и музыка. Долгое время об официальном и «подпольном» искусстве принято было рассуждать в черно-белой логике. С одной стороны баррикады — Коржев, Андронов, Никонов, певцы строителей коммунизма. С другой — Кабаков, Арефьев, Рабин, не певцы. Или даже так: сидят на ящиках с консервами герои великих социалистических строек, размашисто написанные каким-нибудь заслуженным академиком, членом худсоветов, ректором, лауреатом, обсуждают с задором последний пленум и клеймят пижонов-авангардистов. Они-де «с жиру бесятся», абстракции малюют. В то время как в Африке дети голодают. Во время перестройки логика сохранилась, только знаки поменялись: «продажные» соцреалисты заняли место «пижонов» и «пачкунов» на черной клетке. Обитатели художественных подвалов — место угнетенных наследников авангарда — на белой. Потом напечатали Гройса. Он объяснил, что и заклеванный соцреализм — тоже часть авангардистского художественного проекта, только одни творят в масштабах картин и акций, а другие — в масштабах страны. Главный творец — государство. Реки с севера на юг поворачивает, социальные слои вычищает, экспонирует мумию в мавзолее, переселяет народы. Реализует, то есть, авангардный проект в пределе — создает нового человека. На лучшей выставке последних лет — «Москва-Берлин» — академики висели уже рядом с подпольщиками. Отношения оказались и сложнее, и интереснее. Подпольщики нарисовались не политическими борцами, а людьми, предпочитающими частное общему. И умеющими превратить в искусство это предпочтение, приватную жизнь, общение, потребление искусства. «У меня с советской властью разногласия чисто стилистические», — как сказал Андрей Синявский. Так что главная часть выставки — тексты в каталоге, потому что в этом искусстве без комментариев ничего не понятно.
17 апреля 2006,
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация