"Хогарт, Хокни, Стравинский. "Похождения повесы" | Арт | Time Out

«Хогарт, Хокни, Стравинский. «Похождения повесы»

«Хогарт, Хокни, Стравинский. «Похождения повесы»

О выставке

Офорты Дэвида Хокни (собрание Британского Совета, Лондон) и Уильяма Хогарта (Государственный Эрмитаж). Выставка посвящена опере И. Стравинского «Похождения повесы».

В фойе Эрмитажного театра — офорты Хогарта и Хокни, двух английских художников — 18 и 20 века. На самом деле, героев у выставки больше. Из сюжета в целом мог бы получиться литературный бестселлер. Или хорошее кино, эпическая история одного мотива — вроде «Фаворитов луны». Великие в ней так и толпятся вокруг одного зеркала. Действующие лица: Хогарт, Уильям, английский художник и теоретик искусства эпохи Просвещения. Автор серии гравюр А Rakes Progress (на русский переводится как «Похождения повесы» или «Карьера мота»), 1735 год. Игорь Стравинский, русский композитор, эмигрант. Увидев на выставке в Чикаго гравюры Хогарта, вдохновился и написал по ним оперу. Закончена в 1951 году. Уинстен Оден, английский поэт и знаток классической литературы. Ему, по совету Олдоса Хаксли, Стравинский заказал либретто оперы. Дэвид Хокни, английский художник, одна из ключевых фигур поп-арта. В 1961 году в возрасте 24 лет приезжает в Нью-Йорк, где в серии принтов превращает сюжет хогартовского «Повесы» в автопортрет. Успех серии обеспечивает ему заказ на декорации к постановке оперы Стравинского на фестивале в Глайнбурне в 1975 году. Сюжет банальнейший: молодой гуляка начинает «карьеру», проматывая наследство в кабаках и борделях, продолжает — женитьбой на богатой старухе, а заканчивает в Бедламе — лондонском дурдоме. Но в его историю каждый из интерпретаторов вносит дух времени и самого себя. Хогарт считал искусство социально ответственным, а обывателя непробиваемо толстокожим. И потому форсировал средства, чтобы пробирать и трогать, а через это наставлять бюргеров. У него повеса банально «плохо кончил». Номинально Хогарт занудствовал, морализаторствуя и проповедуя буржуазную добродетель, но редкий художественный гений все время вытаскивал его за пределы рационального. За что он и остался в веках. Стравинский, по его собственным словам, обнаружил у Хогарта не только театральность и нравственную идею, но и квинтэссенцию английского 18 века. Оден помог композитору найти в сюжете мифологему, вечную драму бытия. В опере появились дополнительные персонажи, которых не было у Хогарта, с говорящими именами — совратитель и соблазнитель Ник Шедоу и ангел-хранитель Энн Трулав. История вырастает до трагического обобщения, рисующего вселенскую картину борьбы добра со злом. «Повеса» Стравинского-Одена находит в Бедламе спасение. А Хокни создал для этой драмы новое — современное — визуальное воплощение, понятное очередному поколению.

Билетов не найдено!

Закрыть