Петербург
Москва
Петербург

"Двойственность" Нието, "Легенда" Родригес

Участвует в: XVII Международный фестиваль искусств "Звезды белых ночей"
Самые аутентичные испанские страсти на сцене Мариинского театра.

Пусть на афише написано «Национальный БАЛЕТ Испании» — это не должно вас обманывать: арабесок и фуэте вы не дождетесь. Труппа под руководством Хосе Антонио занимается НАЦИОНАЛЬНЫМ танцем ИСПАНИИ — то есть фламенко. И представляет его значительно лучше, чем испанские классические труппы (которых всего-то полторы) представляют балет. Так что жалеть о том, что с Пиренейского полуострова к нам приехали не «классики», явно не стоит.

Надо пойти и взглянуть, как существует этот замкнутый мирок, попасть в который родившемуся вне Испании чужаку сложнее, чем выпускнице московской школы на сцену Мариинского театра. Как жестко прописаны все амплуа — от роковых красавиц до мудрых старух, как в эпоху унисекса фламенко стоит на страже традиционного распределения ролей. Как в простейшей истории (а истории фламенко всегда просты — любовь, ревность, смерть, ну иногда еще посмертные визиты привидений) отражаются колодцы веков. Как хранится память об артистах.

Два из четырех спектаклей, которые покажет Национальный балет Испании в Петербурге, посвящены легендарным артистам фламенко. «Элегия» — Антонио Руису Солеру, «Легенда» — Кармен Амайе. Солер (в середине ХХ века для всего мира просто «Антонио», без уточнений, и никто не сомневался, о ком идет речь; рабочий же псевдоним у него был «Танцовщик» — ни больше ни меньше) стал первым исполнителем фламенко, совершившим мировое турне: он объяснил, что такое этот танец, и американским ковбоям, и советским партработникам. Старики упрекали его в слишком большой открытости: священное искусство нельзя было дополнять движениями, взятыми из американского модерна. Но Антонио так аккуратно вплетал новые па в традиционный текст, что фламенко не теряло себя, а лишь приобретало свежие черты. «Элегия» — это нечто вроде манифеста нынешнего худрука: меняясь, оставаться самим собой. И вот про «оставаться» — второй балет-биография: 1930-е в Барселоне, правление Кармен Амайи, чистое фламенко, утверждающее свою самодостаточность.

Третий балет в программе посвящен не танцовщикам, но поэту и художнику: Федерико Гарсиа Лорке и Сальвадору Дали. Специально восстановили декорации, когда-то сделанные Дали для представления в кафе «Де Чинитас» в Малаге (по названию того кафе и окрещен спектакль). И рядом с танцами будут вживую звучать песни на стихи Лорки — то есть Хосе Антонио снова говорит в танце о великих людях Испании. Ну а для тех, кто, уважая прошлое, хотел бы увидеть день сегодняшний, в программу гастролей включен одноактный балет двух молодых хореографов. Карлос Родригес и Анхель Рохас представят «Двойственность» — и уже по одному названию видно, что ни в чем не уверенный XXI век пробует старинное искусство на прочность.

23 июня 2009

Ближайшие события

ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация