Петербург
Москва
Петербург

Фабио Виалле (Италия)

Итальянский скульптор Фабио Виале спустит на воду мраморную лодку и проведет мастер-классы для всех желающих.

28 августа перед открытием выставки в лофт-проекте «Этажи» с причала Петропавловской крепости будет торжественно спущена на воду моторная лодка, построенная из камня. Ущипните друг друга, она плавать не должна. Смельчаки из журналистов и VIP-гостей могут составить автору компанию на борту. Выставочный зал лофта заполнится объектами-обманками: обыкновенные автомобильные шины оказываются высеченными из черного мрамора, а привычные фигурки-оригами — из белого каррарского, любимого материала ренессансных ваятелей.

Фабио Виале, скульпторзатейник из города Турина, похож на лесковского Левшу: невыполнимые задачи интересны ему сами по себе. Правда, масштаб арт-авантюр созвучен веку: если русский умелец без микроскопа приделывал подковы танцующей блохе всего лишь в пику самонадеянным англичанам, то итальянский замахивается разом на фундаментальные законы природы.

В результате камень плавает и даже летает: в стратосферу запускается мраморный воздушный шар. Здравый смысл и зрение подводят зрителя: мрамор выглядит то как бумага, то как резина. А скульптурная реплика леонардовой Моны Лизы кажется пенопластовой, как будто ее выстругал от скуки из упаковки к холодильнику какой-нибудь провинциальный меланхолик.

Это редкая в наших краях выставка в легком жанре — нечто вроде оперетты, шоу фокусника-иллюзиониста или даже кабаре. «Канкан» из пресс-релиза хочется цитировать целиком: «У прекрасного итальянца Фабио Виале есть большая бензопила, люби Объект-обманка: шины из мрамора мая девушка, квадроцикл и бессчетное количество работ, проданных лучшим мировым коллекционерам». Серьезные арт-критики и знатоки уже морщат нос, но ведь энергичный итальянец и не претендует на членский билет цеха настоящего искусства. Его работы только по форме совпадают со стандартным набором галерейных объектов: скульптуры из мрамора, размер такой-то, инсталляции, размер такой-то, фотографии прилагаются. На самом деле он занят скорее экстравагантным видом спорта, родственным чемпионатам песчаных или ледяных скульптур. Кунштюки, которые получаются в итоге тренировок ловкости, увлекают зрителя как тараканьи бега, женский бокс или метание мобильных телефонов — необычно. «Прико-о-ольно», как сказали бы тинейджеры.

Однажды Фабио Виале сделал реплику микеланджеловского «Давида» и скопировал на него татуировки некоего зекаосетина, встреченного им во время поездки в Россию. Узоры впечатлили публику: «Мать Колыма не губи меня», «Мочи чека» и «Грабь награбленное» вперемешку с религиозными символами. Художника заподозрили в размышлениях о политических и социальных проблемах. Не тут-то было: итальянец не разбирает кириллицы, ему просто понравились синие орнаменты.

Ворочая глыбами мрамора, Фабио Виале призывает относиться к жизни и искусству легче. А потому работает с самым поверхностным слоем психики зрителя, с простейшими эмоциями: удивление-недовериеопасение-облегчение. Плывет, не тонет. Летит, не падает. В самом деле, очень похоже. Эффект краткосрочный, но сильный.

12 февраля 2009
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация