Петербург
Москва
Петербург

Фортепианный вечер

Петр Лаул играет, мыслит и подбирает репертуар - как романтик. Он играет очень аналитично, про музыку "все понимает" и находится с ней в полной гармонии. Ему удается быть объективным и почти спрятаться за играемой музыкой.
Петр Лаул играет, мыслит и подбирает репертуар - как романтик. Не так, как девять с половиной пианистов из десяти, играющие то, чего хочет публика, у которой в голове сплошной романтизм, даже когда в ней Бах. А потому что он как романтик противопоставляет себя миру и делает из этого искусство. Тогда как сегодня искусство делают чаще из мира, а уж потом из себя как его части. Исторический романтизм в музыке длился недолго - от 10-х до 8090-х годов XIX века. Причем под конец многие композиторы уже маскировали свои романтические отношения с миром. Преромантик Шуберт (в программу вошли его Экспромты и фантазия "Скиталец") еще хранил чистое знание классицизма и наивно, а потому органично, раскатывал его на новых просторах своих медлительных сонат и экспромтов. А фантазия "Скиталец" просторна даже для автора. Там много воздуха, есть чем дышать. Наверное, поэтому ее так любят играть. Постромантик Мусоргский (он представлен в концерте "Картинками с выставки") скрывал свой романтизм за ширмой "реализма". Хотя что может быть романтичнее, чем пойти на выставку современника и выложить ее содержание на нотную бумагу? Только представьте, что сегодня кто-то идет, скажем, в Манеж или ГЭЗ-21 и, придя домой, мучительно переводит увиденное в звук. XIX век оставил нам культ героя-виртуоза. Лаул и виртуоз, и герой, но не настаивает на этом. Он играет очень аналитично, про музыку "все понимает" и находится с ней в полной гармонии. Как строитель или как хороший ландшафтный архитектор, который не покоряет природу, а живет в ней. Так и Лаул. Ему удается быть объективным и почти спрятаться за играемой музыкой. Примерно так получалось у Рихтера, так получается у Григория Соколова. Похоже, что Лаул равняется на них. У него уже есть своя публика, которой почти не важно, что играет ее любимец. Раньше пианист чаще выступал в Малом зале, где четыреста мест. Потому что не каждого пустят с сольным концертом в Большой зал на тысячу человек, да и не каждый пианист сможет их там собрать.Это выглядит повышением статуса. Хотелось бы, конечно, чего-нибудь менее заигранного. Но, как говорится, другого романтизма у нас для вас нет. Одна большая дорога. В случае Лаула, очевидно, большой путь.
14 января 2006,

Ближайшие события

ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация