Фестиваль «Кинотеатр.doc-2010» | Кино | Time Out

Фестиваль «Кинотеатр.doc-2010»

  23 марта 2010
4 мин
Фестиваль «Кинотеатр.doc-2010»
Молодые документалисты всего мира покажут московской публике свои работы.

Фильм «Серые сады»


Видимо, устав печатать на афишах одни и те же русские фамилии, фестиваль «реального кино» делал свой конкурс интернациональным, так что теперь московская публика сможет убедиться (или разубедиться) в том, что придуманные Виталием Манским правила истинно документального кино — никакой инсценировки, сценария и критериев качества и моральных ограничений для оператора — интуитивно соблюдаются и в странах с несколько иным культурно-политическим контекстом.


Судя по конкурсной программе, документалисты всего мира нашли два беспроигрышных приема. Во-первых, снимать униженных и оскорбленных. Лучше всего идут заключенные женских тюрем, затем — жители бидонвиллей, несчастные совершенно одинаково вне зависимости от страны прозябания. Второй беспроигрышный ход — снять фильм об одиночестве в интернете («Книга Мири») или показывать, как кто-то бесконечно куда-то идет, желательно под альтернативную музыку. Смотреть такое 14 раз кряду, конечно, тяжеловато, поэтому мы предлагаем сконцентрироваться на самом познавательном.


Безусловный хит конкурса — датский фильм «Изобретение доктора Накаматса». Это довольно сдержанные, но не без подкола, наблюдения за жизнью изобретателя флоппи-диска, который в свои 76 лет не остановился на достигнутом и продолжает с утроенной силой выдумывать новые модели лифчиков, велосипеды на водной тяге (что бы это ни значило), патентованные средства для повышения сексапила и продления жизни. Ощущение грандиозного надувательства усиливается, и кажется, что к финалу доктор выкатит из гаража компактный вечный двигатель.


Фильм «Trash humpers»


Идеологически важным, но непростым для просмотра (оператор успешно передает чудовищную скуку и депрессию, которой мучаются герои) оказывается «Искупление» Сабины Вульф — фильм о трех дезертирах из американского корпуса в Ираке, которые предпочли изгнание и скорее гипотетическую угрозу смертной казни постоянному страху перед партизанами и отвращением к зачисткам (парни много и обыденно рассказывают о том, чем они там занимались).


Гораздо приятнее для глаз бразильская «Капля камень точит», многим она покажется лирическим вариантом «Девочек» Германики. Пойманные экономической стагнацией в живописной долине без водопровода и магазинов, героини фильма расслабленно валяют дурака. Они гуляют на природе, нарядившись в секонд-хенд, танцуют в сельском клубе, вынашивают детей и не собираются ни работать, ни выходить замуж. У них почти ничего нет — но многого им и не нужно.


Во внеконкурсной программе следует обратить внимание на новый фильм Хэромони Корина «Trash humpers» и ретроспективу братьев Мейзелс. С Корином все понятно — это «Идиоты», снятые в жанре зомби-хоррора. А вот легендарных американских документалистов у нас мало кто знает — и напрасно, ведь именно Альберт Мейзелс в далеком 1955-м открыл погрязшим в психоанализе американцам чудесный светлый мир советский дурдомов. Приехав в СССР покататься на скутере, он заодно снял на 16 мм свое первое кино «Психиатрия в России».


Фильм «Продавец»


В принципе, у Мезелсов хорошо и интересно все, но если придется выбирать, советуем «Серые сады» — известнейший документальный геронтотриллер, по мотивам которого был даже поставлен бродвейский мюзикл и снят телефильм с Джессикой Ланж и Дрю Бэрримор. Кино рассказывает о жизни (точнее, об ужасной старости) матери и дочери Биль, обедневших родственниц Жаклин Кеннеди-Онасcис, 50 лет безвылазно просидевших в старом доме в Ист Хэмптоне. К моменту визита съемочной группы эксцентричные старушки уже полностью утратили связь с реальностью, а дом и сад пришли в чудовищное запустение (на чердаке, к примеру, топочут дружелюбные еноты). Войдя в семью на правах конфидентов, Мейзелсы просто дали высказаться своим героиням — а те очень любили повздыхать о прошлом и пожаловаться друг на друга. Из этих лирически-истерических монологов и семейных разборок выросла жизненная трагедия абсолютно голливудской патетики, даром что снятая антиголливудской ручной камерой. Впрочем, все творчество Мейзелсов — штука настолько американская, что ассоциации со старым Голливудом возникают тут постоянно, в первую очередь из-за выбранных тем. К примеру, «Продавец» — фильм о торгующем Библиями коммивояжере — кажется подготовительным исследованием для съемок для какой-нибудь «Бумажной луны».


Полное расписание и список программ фестиваля см. на