Москва
Москва
Петербург
Я поселю хорошую кухню в многоквартирном доме

Я поселю хорошую кухню в многоквартирном доме

Елена Чекалова: Хорошую кухню — в спальный район.
На Первом канале начинается новое кулинарное шоу «Счастье есть„. Его ведущая Елена Чекалова до сих пор не была медийной звездой, хотя в журналистской среде ее знают как автора “Коммерсанта» и жену Леонида Парфенова.

Парфенов в личной жизни человек очень закрытый — на светских мероприятиях его проще встретить в компании коллег-телевизионщиков, чем с женой. Хотя именно Елене Чекаловой мы во многом обязаны тем образом лощеного денди, к которому мы привыкли еще со времен «Намедни».

Они поженились в 1987-м, когда Парфенов начинал работать на Центральном Телевидении, а Чекалова писала критические статьи в еженедельнике «Московские новости» — то есть, критиковать супруга ей пришлось вполне профессионально. Как раз в то время Парфенов вместе с Андреем Разбашем снял свой первый документальный фильм «Дети XX съезда» о поколении шестидесятников, и недавно Елена в интервью на «Эхе Москвы» призналась: «Когда я смотрю эти старые пленки, это настолько даже смешно иногда бывает — такой какой-то утенок». Чекалова взвалила на себя непростую задачу — превратить утенка из Череповца в лебедя: она занялась формированием стиля телеведущего, оставаясь при этом в тени.

В 1990 году супруги в соавторстве выпустили книгу «Нам возвращают наш портрет: Заметки о телевидении», которая вошла в обязательную программу курса «Основы тележурналистики» и где впервые была сформулирована идея проекта «Старые песни о главном». После этого Елена завязала с телекритикой и переключилась на тихие семейные радости вроде воспитания детей и приготовления обедов мужу. Последнее увлечение вылилось в новую профессию: Чекалова стала автором рубрики «Еда» журнала «Коммерсантъ Weekend», а теперь и ведущей программы «Счастье есть» на Первом канале.

Бесчисленные поклонницы Леонида Геннадьевича, узнав правду о семейной жизни кумира, недоумевают в своих блогах: как же так, почему супруга самого стильного телеведущего — не эфемерная блондинка, а вполне себе земная женщина с кастрюлей борща? А он ласково называет ее «Кыся» и подтверждает старую истину, что путь к сердцу мужчины лежит через желудок. Елена Чекалова ответила на вопросы Time Out:

Как получилось, что блестящий телекритик сделала своей профессией кулинарию?

Когда мой муж стал известным телевизионным персонажем, стало как-то неловко заниматься тележурналистикой. Да и Леня сказал: «Что бы ты ни написала, все равно обвинят в необъективности и предвзятости». А потом родилась дочка, и мне пришлось уйти с работы. А потом уже и ТВ неузнаваемо изменилось. И сегодня я искренне сочувствую Ирине Петровской и Арине Бородиной, ведь им приходится для своих колонок отсматривать кучу программ, которые и по духу своему, и по идеологической направленности для них неприемлемы! Так что все сложилось в конце концов неплохо — мы с мужем выбрали темы, которые не имеют никакого отношения к политике, к тому же история культуры и кулинария с трудом подвергаются цензуре.

А правда, что, имея под боком такого аса тележурналистики, как Парфенов, вести себя в кадре вы учились у Галины Борисовны Волчек?

Леня пытался мне что-то советовать. Но у нас совершенно разный подход: он все-таки делает интеллектуальное телевидение, в котором важно донести смысл и поразить визуальным рядом и формой. Мне же важнее воздействовать на эмоции людей, зарядить их хорошим настроением, ведь «Счастье есть» начиналось как рубрика в программе «Доброе утро». Когда мне предложили ее вести, я действительно пошла к Галине Борисовне, с которой мы дружны, просто посоветоваться, стоит ли браться. Она собрала своих сотрудниц, кто оказался в театре на данный момент, притащили какой-то реквизит. И сказала: «Ну-ка расскажи какой-нибудь рецепт так, чтобы мы поверили!» То есть система Станиславского в действии. В какой-то момент я поняла, что «зрители» «повелись» — смеются, глаза стали заинтересованными. Потом Волчек дала еще несколько советов, так что это меня ободрило. Самое смешное, что сама себе на экране я ужасно не нравлюсь и, вы не поверите, не видела практически ни одного своего эфира. Да и вообще телевизор я смотрю редко.

Сейчас так много программ о еде…

Ну и что? Умение хорошо готовить и принимать дома гостей — мировой тренд.

Но должна же быть какая-то своя фишка.

Грубо говоря, мне хочется, чтобы хорошая кухня поселилась в многоквартирном доме. Легко рассказывать о средиземноморской кухне, имея дом в Тоскане и кучу специй под рукой. Нельзя к зрителям относиться снисходительно. Я не понимаю, почему я должна как подорванная носиться по рынкам, чтобы приготовить «Кролика со средиземноморскими специями». Вот и стараюсь приспособить эту же самую кухню (или любую другую) к нашей реальности и к нашим продуктам. Для меня принципиально важно не следовать букве рецепта, а передать образ блюда. Например, салат «Несуаз». Как сделать этот салат, если у нас нет ни свежего тунца, ни анчоусов, ни нормальных помидоров зимой (а если есть, то ужасно дорогие)? Я довольно долго ломала голову и придумала, что тунца можно заменить, как ни странно, на печень трески из банки, а анчоусов — на кильки. Получается восхитительно, а главное — на губах остается это изумительное прованское послевкусие оригинала. Не все, конечно, но многие мировые кулинарные хиты можно исполнить на наш русский лад, с нашими продуктами. Например, французский гратен прекрасно готовится из картошки и любых наших корнеплодов. Просто, вкусно и недорого. Иначе — неинтересно. Потому что если невкусно — готовить глупо. А если дорого, так за эти деньги лучше в ресторан сходить. Мне же нравится креативный подход ко всему, и к готовке в первую очередь. И, как мне написала одна моя зрительница, «Спасибо за то, что вы не советуете купить слона с розовыми ушами».


Я удивляюсь, как в Толстой умение хорошо готовить сочетается с такой беспощадностью к людям.


Недавно Татьяна Толстая в своем «Живом журнале» дала резкую отповедь Юлии Высоцкой по поводу ее кулинарного журнала — просто махнула рукой, сказав, что это безнадежно, назвала фуфлом и поиронизировала над ее кулинарной философией…

К сожалению, я сама не читала журнал Юлии Высоцкой и ничего конкретного сказать не могу. Татьяна Толстая очень умная и довольно резкая. Я слышала, что она сама хорошо готовит, я удивляюсь, как это сочетается с такой беспощадностью к людям. Мне кажется, что человек, который любит кормить других (а ведь готовишь не для себя), должен быть добрее и снисходительнее. Если ты любишь готовить, значит, ты делаешь это для кого-то, значит, любишь собирать друзей и радовать их. К злому человеку люди не потянутся. И потом, мы-то с вами как журналисты прекрасно понимаем, что гораздо проще написать хорошую заметку, кого-то обругав. А найти достоинства и написать так, чтобы читали, — сложно и по большому счету невыгодно. Но Толстая имеет право писать то, что считает нужным, а Высоцкая — готовить и издавать, что ей нравится. Кстати, недавно в программе я приготовила торт из черных сухарей по рецепту Софьи Андреевны Толстой — пальчики оближешь, зрители потом кучу писем благодарственных прислали. А что касается кулинарной философии, то у каждого она своя.

А у вас?

У нас очень депрессивная страна. Люди настолько наплевательски относятся к себе и так плохо по большей части живут (я часто бываю на родине мужа под Череповцом и Вологдой и знаю, как устроены большие и маленькие города вокруг какого-нибудь градообразующего предприятия), что перестали в себя верить. Считают, что за них можно решить все вопросы, они привыкли довольствоваться минимумом, а потом мы начинаем сетовать на то, что в нашей стране так мало либерально мыслящих людей. Вот я недавно прочитала книжку о жизни Мамаши Бразье, где были воспоминания, записанные ее учениками (у нее учился известный ресторатор Поль Бокюз, она первая обладательница двух ресторанов с тремя мишленовскими звездами каждый). Она описывает, как питались в ее время крестьяне, вспоминает, какую еду ее мать приносила в поле отцу, — я вас уверяю, далеко не в каждом московском ресторане можно найти нечто подобное. Так рождается уважение к себе. Попробуйте во Франции устроить то, что у нас было все 70 лет советской власти. Не поймут. Есть культура, которая впитывается с молоком матери, в том числе и кулинарная. Я понимаю, что мы никогда не жили хорошо. Но категорически не согласна с теми, кто считает, что и начинать не стоит. Я убеждена, что умение хорошо и правильно питаться рождает в первую очередь уважение к себе. Я очень люблю людей, мне хочется поделиться какими-то знаниями, которые помогут сделать жизнь ярче, лучше и красивее. А поскольку кулинария для меня — не бизнес, я и не скрываю ничего, не оставляю за кадром главную фенечку, не пугаю сложностями. Научитесь улыбаться и готовить — и люди к вам потянутся! Это точно!

Счастье есть
Вс 14 марта, 11.10—12.00, Первый

ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация