Москва
Москва
Петербург
Новая экспозиция Музея современного искусства

Новая экспозиция Музея современного искусства

К своему почти взрослому — 10-летнему юбилею Музей современного искусства строит новую экспозицию. Ее автора и куратора Юрия Аввакумова расспрашивала Фаина Балаховская.
Я правильно поняла — вы делаете новую экспозицию, но не постоянную?

На три месяца. Если какие-то элементы приживутся в музее, сохранятся как образ жизни, значит, мы не зря работали. Ведь, как мне кажется, реконструкция важнее не в здании, а в собственных мозгах.

Мозги — это хорошо. Тем более, что труд, насколько я поняла, был коллективный?

Участвовали сотрудники музея, хранители, директор Василий Церетели и я. Сотрудники научного отдела — люди совсем юные, многим меньше тридцати. Так что иногда наши занятия напоминали курсы молодого бойца. У нас же на кураторов в МГУ не учат, знания приобретаются опытным путем.

И что стало главной проблемой?

Здание на Петровке. Вроде и старое, а какое-то бесхарактерное. Все внутренности когда-то из лучших побуждений покрасили в белый цвет, но современному искусству в нем все равно неудобно. В каком-то смысле казаковский особняк — модель новой России, которой выставка хронологически соответствует.

И как вы справились с пространством?

Мы должны были вжиться в этот дом, не побеждать пространство, а попытаться его разговорить… Два месяца я приходил сюда как на службу. За это время мы расследовали историю дома, а она оказалась очень непростой: ведь кроме купеческого особняка дом побывал и гимназией и медицинским институтом. Не так давно здесь появились две немолодые женщины, реставраторы, и, между прочим, вдруг рассказали, что в нишах парадной лестницы спрятаны роскошные гризайли: «Мы ведь умрем, и никто уже не вспомнит». Вот так совместными усилиями, как могли, восстанавливали утраченную память.

Зачем?

Ну… вот вы не знаете, куда повесить культовые «Хлеба» Осмоловского, а когда на плане особняка появляется экспликация, а в ней среди прочего обозначена комната «сервизная», а ее окно смотрит на колокольню монастыря… то можно даже не сомневаться, работа художника и пространство нашли друг друга. И таких примеров у нас много.

И как в итоге все распределилось?

Смотрите — в доме три этажа: городской с конторами и магазином, парадный бельэтаж, жилой. Эта структура практически не менялась при всех обитателях. Мы ее и не меняем. Работы, повествующие о публичном, сакральном, утопическом располагаются на втором этаже. О личном, телесном, памятном — на третьем. На первом — своеобразный минимаркет пополам с кинотеатром. В коридорах не выставляем ничего, хотя они у нас стали цветными. И стулья стоят в чехлах, на них — каталоги предыдущих выставок. Захочешь сесть — возьмешь в руки книжку. А вот дверей нет. Сняли.

«День открытых дверей»


ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация