Москва
Москва
Петербург
Дейнека. Графика

Дейнека. Графика

Издан том графики Александра Дейнеки, художника, ставшего едва ли не единственным оправданием социалистического реализма.

В этом чудесном издании лучший отечественный книжный дизайнер Евгений Корнеев превзошел себя.

Ему и раньше удавались фантастические штучки — например, каталоги выставок Бориса Турецкого и Тимура Новикова, сделанные для музея современного искусства, конкретно — Игоря Маркина. Но на этот раз Корнеев смог превратить в произведение искусства огромный том, а это отдельное мастерство. Подобные вещи — всегда гордость не только исполнителя, но и заказчика, тем более что подобную музыку у нас заказывают очень редко, еще реже — заказывают правильному автору. Потому — отдельные поздравления издательской программе «Интерроса», которая делает то, на что остальным жаль не столько денег, сколько времени и особенно — усилий.

Обширная публикация наследия самого интересного отечественного художника советской эпохи, с новыми, неизвестными раньше материалами и свежими атрибуциями получилась эмоциональной и увлекательной. В последние годы Дейнекой вовсе не занимались, а у советской власти — все руки не доходили, хотя именно этого мастера советские художники чтили, любили, интерпретировали, советские издательства — охотно публиковали. Тяжелая эпоха обошлась с Дейнекой милостиво — хотя усыпавшие его путь розы были все же с приличного размера шипами: слишком яркого и не слишком управляемого художника то награждали и назначали на ответственные должности, то критиковали за формализм и должностей, а заодно и зарплаты лишали. Но и тут скорее не работы художника плохо вписывались в назначенный высокими начальниками стиль, а стиль, теряя энергию и завершенность формы, иногда не вписывался в его творчество.

Простейший рецепт приготовления хорошего чая — «не жалейте заварки» — вновь сработал. Места не жалели ни на множество больших, на страницу, иногда — и на книжный разворот, иллюстраций, ни на мельчайшие, но все же важные для творчества беглые зарисовочки, ни на воспроизведение книжных разворотов. Подлинным автором выступил дизайнер — ритм книги определяет иллюстративный ряд, с не сразу вторгающейся яркостью, резко увеличивающимся к середине — в главе про плакаты — масштабом, постепенно тускнеющими к концу красками. С энергичных черно-белых зарисовок и вплоть до завершающих том легких набросков на «модные» темы интерес не ослабевает. Поддерживают его вшитые небольшими тетрадочками тексты — про моду, заграницу, старых мастеров, актуализацию художника в современном контексте. Мощный и собранный в иллюстрациях, в словесных интерпретациях художник распыляется. Во множестве отражений авторы видят разные фрагменты, теряя общий образ. Но это, видимо, дело времени: роскошный том — только начало, разгон большого «дейнековского» проекта «Интерроса». В планах празднования 110-летия художника — несколько томов, включающих все живописное, монументальное наследие.

10 октября 2009,
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация