Дейнека. Графика | Арт | Time Out

Дейнека. Графика

Фаина Балаховская   10 октября 2009
3 мин
Дейнека. Графика
Издан том графики Александра Дейнеки, художника, ставшего едва ли не единственным оправданием социалистического реализма.

В этом чудесном издании лучший отечественный книжный дизайнер Евгений Корнеев превзошел себя.

Ему и раньше удавались фантастические штучки — например, каталоги выставок Бориса Турецкого и Тимура Новикова, сделанные для музея современного искусства, конкретно — Игоря Маркина. Но на этот раз Корнеев смог превратить в произведение искусства огромный том, а это отдельное мастерство. Подобные вещи — всегда гордость не только исполнителя, но и заказчика, тем более что подобную музыку у нас заказывают очень редко, еще реже — заказывают правильному автору. Потому — отдельные поздравления издательской программе «Интерроса», которая делает то, на что остальным жаль не столько денег, сколько времени и особенно — усилий.

Обширная публикация наследия самого интересного отечественного художника советской эпохи, с новыми, неизвестными раньше материалами и свежими атрибуциями получилась эмоциональной и увлекательной. В последние годы Дейнекой вовсе не занимались, а у советской власти — все руки не доходили, хотя именно этого мастера советские художники чтили, любили, интерпретировали, советские издательства — охотно публиковали. Тяжелая эпоха обошлась с Дейнекой милостиво — хотя усыпавшие его путь розы были все же с приличного размера шипами: слишком яркого и не слишком управляемого художника то награждали и назначали на ответственные должности, то критиковали за формализм и должностей, а заодно и зарплаты лишали. Но и тут скорее не работы художника плохо вписывались в назначенный высокими начальниками стиль, а стиль, теряя энергию и завершенность формы, иногда не вписывался в его творчество.

Простейший рецепт приготовления хорошего чая — «не жалейте заварки» — вновь сработал. Места не жалели ни на множество больших, на страницу, иногда — и на книжный разворот, иллюстраций, ни на мельчайшие, но все же важные для творчества беглые зарисовочки, ни на воспроизведение книжных разворотов. Подлинным автором выступил дизайнер — ритм книги определяет иллюстративный ряд, с не сразу вторгающейся яркостью, резко увеличивающимся к середине — в главе про плакаты — масштабом, постепенно тускнеющими к концу красками. С энергичных черно-белых зарисовок и вплоть до завершающих том легких набросков на «модные» темы интерес не ослабевает. Поддерживают его вшитые небольшими тетрадочками тексты — про моду, заграницу, старых мастеров, актуализацию художника в современном контексте. Мощный и собранный в иллюстрациях, в словесных интерпретациях художник распыляется. Во множестве отражений авторы видят разные фрагменты, теряя общий образ. Но это, видимо, дело времени: роскошный том — только начало, разгон большого «дейнековского» проекта «Интерроса». В планах празднования 110-летия художника — несколько томов, включающих все живописное, монументальное наследие.